ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ ПРОЖИВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ

ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА. КАТЕГОРИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, НАХОДЯЩИХСЯ НА ТЕРРИТОРИИ РФ

В подавляющем большинстве случаев желание приобрести гражданство Российской Федерации выражают лица, уже проживающие на территории нашей страны либо желающие переехать в нее. Российское законодательство различает две категории лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации: иностранные граждане и лица без гражданства. Кроме того, законодательство предусматривает различный правовой статус для разных категорий иностранцев и лиц без гражданства в зависимости от срока и основания их нахождения на территории Российской Федерации.

Часть 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации устанавливает общее правило, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Определения понятий "иностранный гражданин" и "лицо без гражданства" в современном российском законодательстве содержит ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации":

Иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства либо подданства иного государства.

Лицо без гражданства - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства либо подданства иного государства.

В пункте 2 той же статьи закона сказано, что термин "иностранный гражданин" включает в себя и понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральный закон устанавливает для лиц без гражданства специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан. В том же значении термин "иностранные граждане" будет употребляться и в настоящей книге.

Это означает, что для указанных двух категорий лиц установлен по общему правилу единый правовой режим, за исключением случаев, когда это прямо оговорено законодателем.

Российское законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации основывается на нормах Конституции РФ и состоит из упомянутого Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и иных законодательных актов. Наряду с этими нормами правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.

Основным законодательным актом является Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Он определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

Институт правового режима иностранных граждан пронизывает огромное количество разноотраслевых законодательных актов, устанавливая особенности статуса данной категории лиц. Только комплексное применение данных законодательных актов с учетом конституционных принципов и норм Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" гарантирует правильное применение норм права.

Как сказано выше, правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется также международными договорами Российской Федерации. Ратифицированные международные акты являются одной из основных частей национального законодательства РФ. Часть 4 ст. 15 Конституции РФ прямо указывает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. При этом в случаях, когда международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора.

Нормы действующего законодательства Российской Федерации максимально уравнивают права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства с правами и обязанностями граждан Российской Федерации, предоставляя иностранным гражданам так называемый "национальный режим" .

Национальный режим, установленный Россией для иностранных граждан на ее территории, означает максимальное приближение их правового статуса, прав и обязанностей к статусу гражданина Российской Федерации. При этом очевидно, что полностью уравнять эти статусы не может ни одно государство.

Это касается как прав, так и обязанностей иностранных граждан. Например, иностранные граждане не подлежат призыву на военную службу в Российской Федерации. С другой стороны, существует целый ряд ограничений, связанных с правом иностранного гражданина добровольно поступить на службу в армию или иные "силовые" ведомства нашего государства, при том, что в целом прием иностранных граждан на военную службу по контракту допускается российским законодательством.

Конституционный суд РФ в своем Постановлении от 17 февраля 1998 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности положения части второй ст. 31 Закона СССР от 24 июня 1981 года "О правовом положении иностранных граждан в СССР" в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура" подчеркнул, что согласно ст. 62 (часть 3) Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

По мнению Конституционного Суда РФ, из указанной статьи Конституции РФ в ее взаимосвязи со ст. 17 (часть 2) и другими статьями Конституции РФ, касающимися прав и свобод человека и гражданина, следует, что речь идет о случаях, устанавливаемых лишь применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно гражданина Российской Федерации, то есть возникают и осуществляются в силу особой связи между государством и его гражданами.

Как по буквальному смыслу ст.ст. 22 и 46 Конституции РФ (с учетом употребления в них терминов "каждый" и "лицо"), так и по смыслу, вытекающему из взаимосвязи этих статей с другими положениями главы 2 "Права и свободы человека и гражданина" Конституции РФ, а также с общепризнанными принципами и нормами международного права, право на свободу и личную неприкосновенность и право на судебную защиту являются личными неотчуждаемыми правами каждого человека, вне зависимости от наличия у него гражданства какого-либо государства, и, следовательно, гарантируются иностранным гражданам и лицам без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации.

В силу положений Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают

, иностранцы пользуются в соответствии с внутренним законодательством и с учетом соответствующих международных обязательств государств, в которых они находятся, в частности, следующими правами:

(a) правом на жизнь и личную неприкосновенность; ни один иностранец не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей; ни один иностранец не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом;

(b) правом на защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную и семейную жизнь и в отношении жилища или переписки;

(c) правом на равенство перед судами, трибуналами и всеми другими органами и учреждениями, отправляющими правосудие, и, при необходимости, на бесплатную помощь переводчика при уголовном разбирательстве и, когда это предусмотрено законом, при других разбирательствах;

(d) правом на выбор супруга, на брак, на создание семьи;

(e) правом на свободу мысли, мнения, совести и религии; правом исповедовать свою религию или убеждения с учетом лишь таких ограничений, которые предусмотрены законом и которые необходимы для защиты общественной безопасности, порядка, здоровья или нравственности населения или основных прав и свобод других;

(f) правом на сохранение своего родного языка, культуры и традиций;

(g) правом на перевод доходов, сбережений или других личных денежных средств за границу с учетом внутренних валютных правил.

С учетом ограничений, предусмотренных законом, иностранцы пользуются следующими правами (п.2 ст.2 Декларации):

(a) правом покидать страну;

(b) правом на свободное выражение своего мнения;

(c) правом на мирные собрания;

(d) правом владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими с учетом внутреннего законодательства.

Таким образом, при определении особенностей правового статуса иностранных физических лиц необходимо учитывать, что речь идет об особенностях, применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно гражданина РФ. При этом необходимо учитывать, что права каждого человека, независимо от наличия у него гражданства, на свободу и личную неприкосновенность, а также на судебную защиту относятся к общепризнанным принципам, возникающими в силу гражданства (не "дарованными" государством).

Важно подчеркнуть, что различие в объеме правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства зависит и от такого фактора, как их постоянное проживание или временное пребывание в Российской Федерации.

Статья 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусматривает разделение всех иностранцев на следующие категории:

- временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;

-временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание;

- постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.

Пункт 1 ст. 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" устанавливает для иностранных граждан право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

Закон устанавливает три различных статуса для иностранцев, находящихся на территории Российской Федерации: временное пребывание, временное проживание и постоянное проживание. Указанные выше ограничения распространяются только на иностранных граждан временно пребывающих на территории РФ. Таким образом, ограничения в силу п. 4 ст. 13 того же закона не распространяются на следующие категории иностранцев:

- постоянно и временно проживающих в Российской Федерации;

- являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

- являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;

- являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;

- обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;

- обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;

- приглашенных в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).

РАЗРЕШЕНИЕ НА ВРЕМЕННОЕ ПРОЖИВАНИЕ, ОСНОВАНИЕ И ПОРЯДОК ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ И АННУЛИРОВАНИЯ

Согласно ст. 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на временное проживание представляет собой подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство.

Разрешение на временное проживание в Российской Федерации иностранного гражданина (лица без гражданства) оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства. Лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность, разрешение на временное проживание оформляется в виде отдельного документа установленной формы.

Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года. Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты или без учета квоты .

Без учета квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранным гражданам:

- родившимся на территории РСФСР и состоящим в прошлом в гражданстве СССР или родившимся на территории Российской Федерации;

- признанным нетрудоспособным и имеющим дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве РФ;

- имеющим хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве РФ;

- состоящим в браке с гражданином РФ, имеющим место жительства в РФ;

- осуществившим инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством РФ;

- поступившим на военную службу в Российской Федерации (на срок их военной службы);

- а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом. Согласно ст. ЗЗЗ28 Налогового кодекса РФ за выдачу иностранному гражданину разрешения на временное проживание уплачивается государственная пошлина в размере 400 рублей.

Порядок получения иностранными гражданами разрешений на временное проживание установлен Положением о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. N 789.

Разрешение на временное проживание выдается территориальным органом внутренних дел по предполагаемому месту проживания иностранного гражданина.

Заявление о выдаче разрешения на временное проживание подается лично иностранным гражданином.

Если иностранный гражданин находится на законном основании на территории Российской Федерации, заявление о выдаче разрешения на временное проживание подается им в территориальный орган внутренних дел, а если он находится в государстве своего постоянного проживания - в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации.

Если заявитель намерен получить в пределах квоты разрешение на временное проживание для себя и совместно проживающих с ним членов семьи, он должен сообщить об этом в своем заявлении.

Для получения разрешения на временное проживание иностранный гражданин обязан представить вместе с заявлением (подаваемым в двух экземплярах) 4 черно-белых фотографии размера 35 х 45 мм и следующие документы:

а) документы, удостоверяющие личность и гражданство заявителя; при этом не допускается предоставление документов, удостоверяющих личность, если они выданы в связи со служебной или профессиональной деятельностью заявителя, либо документов, срок действия которых менее 6 месяцев;

б) документ, выданный полномочным органом государства постоянного проживания, подтверждающий наличие или отсутствие судимости у заявителя;

в) вид на жительство или иной документ, выданный полномочным органом иностранного государства, который подтверждает проживание иностранного гражданина вне государства его гражданской принадлежности;

г) документ, подтверждающий наличие у заявителя средств, обеспечивающих ему и членам его семьи прожиточный минимум при проживании в Российской Федерации, или документ, подтверждающий его нетрудоспособность (справка о доходах физического лица, декларация о доходах с отметкой налогового органа, справка с места работы, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, справка органа социальной защиты о получении пособий, подтверждение получения алиментов, справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета, свидетельство о праве на наследство, справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности или нетрудоспособность);

д) свидетельство о браке (если заявитель состоит в браке);

е) свидетельство о рождении ребенка и документ, удостоверяющий личность ребенка, не достигшего 18-летнего возраста (паспорт ребенка при его наличии);

ж) документ, подтверждающий согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на переезд для проживания в Российскую Федерацию; подпись ребенка на этом документе заверяется нотариально;

з) сертификат об отсутствии у заявителя и членов его семьи (если они указаны в заявлении) ВИЧ-инфекции Требования к сертификату об отсутствии ВИЧ-инфекции, предъявляемому иностранными гражданами и лицами без гражданства, утверждены постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. N 11 58.

и) документ, выданный полномочным органом иностранного государства или полномочным учреждением здравоохранения РФ, подтверждающий, что заявитель

(члены его семьи) не болен наркоманией и не страдает ни одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством РФ В соответствии с Перечнем инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2003 г. N 188, таковыми заболеваниями признаются: ВИЧ-инфекция, лепра (проказа), туберкулез, а также все инфекции, передающиеся преимущественно половым путем (венерические заболевания)..

Лица, имеющие право на получение разрешения на временное проживание без учета квоты, предоставляют также следующие документы:

а) свидетельство о рождении -для иностранного лица, родившегося на территории РСФСР и состоявшего в прошлом в гражданстве СССР или родившегося на территории РФ;

б) свидетельство о рождении и паспорт сына или дочери, справка, выданная полномочным учреждением здравоохранения РФ или компетентным органом иностранного государства, подтверждающая нетрудоспособность заявителя (например: справку об инвалидности, пенсионное удостоверение и др.) - для иностранного гражданина, признанного нетрудоспособным и имеющего дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве РФ и постоянно проживающих на территории РФ;

в) свидетельство о рождении и паспорт нетрудоспособного родителя, справка, выданная полномочным учреждением здравоохранения РФ, подтверждающая нетрудоспособность родителя (например: справка об инвалидности, пенсионное удостоверение) - для иностранного гражданина, имеющего хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве РФ и постоянно проживающий на территории РФ;

г) свидетельство о браке и паспорт супруга (супруги) - для иностранного гражданина, состоящего в браке с гражданином РФ, постоянно проживающий на территории РФ.

Лицо, осуществившее инвестиции в Российской Федерации, представляет вместе с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание письмо руководителя организации, привлекшей инвестиции, в орган внутренних дел об осуществлении данным лицом инвестиций в размере, установленном Правительством РФ.

Кроме этого, лица, имеющие право на получение разрешения на временное проживание без учета квоты, должны представить документ, подтверждающий наличие у них жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Вместо такого документа может быть представлено согласие граждан Российской Федерации, достигших совершеннолетнего возраста и зарегистрированных по месту жительства на территории Российской Федерации, предоставить этим иностранным гражданам для проживания жилое помещение.

Все члены семьи иностранного гражданина, изъявившие желание проживать вместе с ним в Российской Федерации, должны присутствовать при подаче заявления о выдаче разрешения на временное проживание в орган внутренних дел, дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации. Все они также должны представить указанные выше документы.

Если документы, прилагаемые к заявлению о выдаче разрешения на временное проживание, составлены на иностранном языке, представляется их нотариально заверенный перевод на русский язык.

Оригиналы документов, представляемых в месте с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, возвращаются заявителю, а к заявлению приобщаются только их копии и нотариально заверенный перевод на русский язык.

Статья 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусматривает основания для отказа иностранному гражданину в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание. Такое разрешение не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин:

1) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ либо иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или ее граждан;

2) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

3) в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации;

4) представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;

5) осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признай опасным;

6) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;

7) неоднократно (более одного раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства РФ в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации

8) не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в пределах прожиточного минимума в Российской Федерации, не прибегая к помощи государства (за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным);

9) по истечении трех лет со дня въезда не имеет в Российской Федерации жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством РФ;

10) выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания;

11) находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев;

12) заключил брак с гражданином Российской Федерации, послуживший основанием для получения разрешения на временное проживание, и этот брак признан судом недействительным;

13) является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются Правительством Российской Федерации .

ВИД НА ЖИТЕЛЬСТВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ЕГО ВЫДАЧИ, ПРОДЛЕНИЯ И АННУЛИРОВАНИЯ

Согласно ст. 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" вид на жительство - это документ, выданный иностранному гражданину (лицу без гражданства) в подтверждение его права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также его права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в нее.

Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, одновременно является и документом, удостоверяющим его личность.

Вид на жительство может получить иностранный гражданин, проживший в Российской Федерации до этого момента не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

Иностранному гражданину вид на жительство выдается на срок действия документа, удостоверяющего его личность, но не более чем на пять лет. Лицу без гражданства вид на жительство выдается сроком на пять лет.

Вид на жительство выдается иностранному гражданину (лицу без гражданства), достигшему 14-летнего возраста. Ребенок, не достигший 14-летнего возраста, вписывается в вид на жительство обоих родителей. Лицу, не достигшему 14-летнего возраста и ставшему сиротой, может быть выдан вид на жительство.

В документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина (лица без гражданства), делается отметка о выдаче ему вида на жительство.

Согласно ст. ЗЗЗ28 Налогового кодекса РФ, за выдачу или продления срока действия вида на жительство, уплачивается государственная пошлина в размере 1000 рублей.

Порядок получения иностранными гражданами вида на жительство в Российской Федерации установлен Положением о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. N 794.

Вид на жительство выдается иностранному гражданину территориальным органом внутренних дел по месту проживания на основании письменного заявления, поданного им в этот орган не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока его временного проживания в Российской Федерации.

Лицу, не достигшему 18-летнего возраста, вид на жительство выдается на основании заявления, поданного в орган внутренних дел одним из родителей или законным представителем этого лица.

Вместе с заявлением о выдаче вида на жительство (подаваемым в 2 экземплярах) представляются 4 черно-белых фотографии размером 35 х 45 мм и следующие документы:

а) документы, удостоверяющие личность и гражданство заявителя;

б) оформленное в установленном порядке разрешение на временное проживание;

ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ ПРОЖИВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в) документ, подтверждающий наличие у заявителя средств, обеспечивающих ему и членам его семьи прожиточный минимум при проживании в Российской Федерации, или документ, подтверждающий его нетрудоспособность (справка о доходах физического лица, декларация о доходах с отметкой налогового органа, справка с места работы, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, справка органа социальной защиты о получении пособий, подтверждение получения алиментов, справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета, свидетельство о праве на наследство, справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности или нетрудоспособность);

г) свидетельство о рождении ребенка и документ, удостоверяющий личность ребенка, не достигшего 18-летнего возраста (паспорт ребенка при его наличии);

д) документ, подтверждающий согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на проживание в Российской Федерации; подпись ребенка на этом документе заверяется нотариально;

е) документ, подтверждающий наличие индивидуального жилья, жилого помещения по месту проживания;

ж) сертификат об отсутствии у заявителя (членов его семьи) ВИЧ-инфекции;

з) документ, выданный полномочным учреждением здравоохранения РФ, подтверждающий, что заявитель (члены его семьи) не болен наркоманией и не страдает ни одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих и перечень которых утвержден Правительством РФ.

Иностранные граждане, получившие в свое время разрешение на временное проживание в Российской Федерации на льготных основаниях (без учета квоты), представляют вместе с заявлением о выдаче вида на жительство следующие документы:

а) свидетельство о рождении и паспорт сына или дочери, справка, выданная полномочным учреждением здравоохранения РФ или компетентным органом иностранного государства, подтверждающая нетрудоспособность заявителя (справка об инвалидности, пенсионное удостоверение и др.) - для иностранного гражданина, признанного нетрудоспособным и имеющего дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве РФ и постоянно проживающих на территории РФ;

б) свидетельство о рождении и паспорт нетрудоспособного родителя, справка, выданная полномочным учреждением здравоохранения РФ, подтверждающая нетрудоспособность родителя (справка об инвалидности, пенсионное удостоверение) - для иностранного гражданина, имеющего хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве РФ и постоянно проживающий на территории РФ;

в) свидетельство о браке и паспорт супруга (супруги) - для иностранного гражданина, состоящего в браке с гражданином РФ.

Если документы, прилагаемые к заявлению о выдаче вида на жительство, составлены на иностранном языке, представляется их нотариально заверенный перевод на русский язык.

Оригиналы документов, представляемых в месте с заявлением о выдаче вида на жительство, возвращаются заявителю, а к заявлению приобщаются только их копии и нотариально заверенный перевод на русский язык.

Основания для отказа в выдаче или для аннулирования вида на жительство предусмотрены статьей 9 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". В соответствии с ее положениями вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случаях, если он:

1) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ либо иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;

2) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

3) подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации;

4) представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;

5) осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;

6) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;

7) неоднократно (более одного раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации;

8) не представил доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным;

9) по истечении трех лет со дня въезда не имеет в Российской Федерации жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

10) выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания;

11) находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев;

12) заключил брак с гражданином Российской Федерации, послуживший основанием для получения вида на жительство, и этот брак признан судом недействительным;

13) болен наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих и перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации.

Орган внутренних дел в срок, не превышающий шести месяцев со дня подачи заявления о выдаче вида на жительство, рассматривает заявление и проверяет наличие или отсутствие перечисленных оснований для отказа в выдаче вида на жительство. По результатам рассмотрения заявления принимается решение о выдаче либо об отказе в выдаче вида на жительство.

В 14-дневный срок со дня принятия решения орган внутренних дел обязан направить заявителю уведомление о нем с указанием, в случае принятия отрицательного решения, основания для отказа.

Иностранный гражданин, получивший вид на жительство в Российской Федерации, обязан ежегодно проходить перерегистрацию в органе внутренних дел.

При утрате вида на жительство иностранный гражданин обязан в 10-дневный срок представить в орган внутренних дел по месту своего проживания заявление о выдаче вида на жительство взамен утраченного с указанием обстоятельств утраты и свою фотографию. Представления каких-либо иных документов в этом случае не требуется. После проверки обстоятельств утраты выдается дубликат вида на жительство.

По окончании срока действия вид на жительство может быть продлен на пять лет на основании заявления, поданного иностранным гражданином в орган внутренних дел не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока действия вида на жительство. Срок действия вида на жительство может продлеваться неограниченное количество раз.

При продлении срока действия вида на жительство, а также при регистрации иностранного гражданина на новом месте жительства на территории иного субъекта Российской Федерации, осуществляется перерегистрация вида на жительство в порядке, установленном для его выдачи. При перерегистрации в виде на жительство проставляется соответствующая отметка.

В случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства действий, являющихся основанием для аннулирования вида на жительство, орган внутренних дел принимает решение об аннулировании его вида на жительство и выдаче ему визы для выезда из Российской Федерации.

Все государственные и органы при выявлении действий, совершенных иностранным гражданином и являющихся основанием для аннулирования его вида на жительство, в 10-дневный срок информируют о таковых действиях этом органы внутренних дел.

Орган внутренних дел в 3-дневный срок с момента принятия решения об аннулировании вида на жительство уведомляют иностранного гражданина о принятом решении и о необходимости выезда из Российской Федерации в течение 15 дней со дня принятия решения. В виде на жительство лица без гражданства проставляется отметка о его аннулировании. У иностранного гражданина вид на жительство изымается, а в документе, удостоверяющем его личность, делается соответствующая отметка.

В случае невыезда иностранного гражданина, вид на жительство которого аннулирован из Российской Федерации в установленный срок добровольно орган внутренних дел принимает меры по его депортации за пределы Российской Федерации.




  •  Литература
  •  Программы
  •  Поиск
  • Форум