О НАПРАВЛЕНИИ ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ ОТ 15.08.2005 N 03-05-02-03/40

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО от 14 сентября 2005 г.

N ГИ-6-05/763@

Федеральная налоговая служба направляет для использования в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15.08.2005 N 03-05-02-03/40.

Одновременно сообщаем, что разъяснения ФНС России по проведению налоговыми органами контрольных мероприятий по соблюдению налогового законодательства по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование следует применять с учетом вышеназванного письма Минфина России.

И. ГОЛИКОВ

***

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 15 августа 2005 г. N 03-05-02-03/40

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо Федеральной налоговой службы от 26.05.2005 N 01-2-02/605 и сообщает следующее.

1. Статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено понятие "бюджеты (бюджет)", которое применяется в следующем значении: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты), бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).

Под понятием "внебюджетные фонды" понимаются: государственные внебюджетные фонды, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством.

Тем самым в целях налогообложения Кодексом проводится разграничение между понятиями "средства бюджетов" и "средства бюджетов государственных внебюджетных фондов".

Кроме этого, пунктом 4 статьи 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации четко определено, что " средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации", т.е. и данным Кодексом проводится разграничение между понятиями "средства бюджетов" и "средства бюджетов государственных внебюджетных фондов".

При этом средства, поступающие в доход Пенсионного фонда Российской Федерации на основании статьи 2 Федеральных законов от 08.08.2001 N 125-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2001 год" и от 29.05.2002 N 61-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2002 год" из федерального бюджета, передаются в этот фонд в соответствии с законодательством Российской Федерации по строго целевому назначению для выплаты пенсий и пособий.

Аналогичная норма установлена статьей 1 Федерального закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год", согласно которой в доходы федерального бюджета на 2004 год зачисляются поступления единого социального налога, направляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату базовой части трудовой пенсии.

Средства, поступившие в Пенсионный фонд Российской Федерации из федерального бюджета, не должны расходоваться на содержание его органов.

В связи с изложенным считаем, что действие нормы подпункта 15 пункта 1 статьи 238 Кодекса не распространяется на выплаты, производимые в пользу работников органов государственных внебюджетных фондов, поскольку данные организации финансируются не за счет средств бюджетов.

2. Согласно пункту 1 статьи 237 Кодекса при определении налоговой базы налогоплательщиком, производящим выплаты в пользу физических лиц, учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах.

В подпункте 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса приведен перечень компенсационных выплат, устанавливаемых законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, которые не подлежат налогообложению единым социальным налогом (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством). Данный перечень является исчерпывающим.

Понятие компенсации применительно к трудовым отношениям, а также случаи предоставления компенсаций, связанных с выполнением работником своих трудовых обязанностей, установлены Трудовым кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации компенсацией признаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

Поскольку предоставляемые государственным и муниципальным служащим в соответствии с областными законами Ростовской области компенсации на довольствие и лечение не связаны с возмещением затрат в связи с выполнением ими трудовых обязанностей, то подпункт 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса в отношении таких выплат не применяется.

В то же время денежная компенсация работникам, занятым в государственной системе социальных служб Краснодарского края, установленная постановлением главы администрации Краснодарского края в целях реализации закона Краснодарского края, не облагается единым социальным налогом, если в должностной инструкции работника или локальном нормативном акте организации указано, что работа данного физического лица или категории лиц носит разъездной характер и денежные средства выдаются ему в под отчет на разъезды по вопросам служебного характера. В остальных случаях они подлежат обложению в установленном порядке.

3. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 238 Кодекса не подлежат обложению единым социальным налогом государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам.

Пособия в Российской Федерации являются одной из форм социальной помощи. Это могут быть как регулярные, так и единовременные выплаты из средств социального страхования или средств бюджетов всех уровней.

К государственным пособиям относятся пособия, выплачиваемые за счет средств государственных внебюджетных фондов и средств в эти фонды, направляемых из федерального бюджета.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2002 N 165-ФЗ "Об основах государственного социального страхования" к государственным пособиям относятся:

- трудовые пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца);

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

- единовременное пособие при рождении ребенка; - ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

- пособие по безработице;

- социальное пособие на погребение;

- стипендии.

Таким образом, пособия, установленные законами субъектов Российской Федерации и имеющие социальный характер (в частности, единовременные пособия в связи с выходом на пенсию), по нашему мнению, не являются объектом обложения единым социальным налогом.

Что касается пособий, установленных Законами Псковской области от 19.02.2002 N 174-03 и от 08.05.1996 N 18-03 (подпункты а) и б) вопроса 3), то поскольку таких видов пособий не предусмотрено федеральным законом и они не имеют социальной направленности, то подлежат обложению единым социальным налогом.

4. Как отмечалось выше, понятие компенсации, а также случаи предоставления компенсаций, связанных с выполнением работником своих трудовых обязанностей, установлены Трудовым кодексом Российской Федерации.

Доплата работникам организаций угольной, сланцевой промышленности и шахтного строительства, постоянно занятым на подземных работах, за нормативное время их передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно, установленная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.1998 N452, не является компенсацией в смысле статьи 164 Трудового кодекса, а относится к расходам на оплату труда, в связи с чем подлежит обложению единым социальным налогом.

5. В законодательстве содержится несколько определений понятия "сельскохозяйственный товаропроизводитель".

В соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" к сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся физические или юридические лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 % общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70 % общего объема производимой продукции.

Федеральный закон от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" содержит иное определение "сельскохозяйственного товаропроизводителя". Согласно данному Закону под сельскохозяйственными товаропроизводителями понимаются организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, доля выручки которых от реализации произведенной, произведенной и переработанной ими сельскохозяйственной продукции в общей выручке от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий год составила не менее 50 процентов.

Учитывая положения пункта 7 статьи 3 Кодекса о толковании всех противоречивых актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика, применение пониженных ставок по единому социальному налогу возможно теми налогоплательщиками, которые соответствуют критериям Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" или Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей". При этом готовая продукция может оцениваться как по фактической производственной себестоимости, так и по нормативной себестоимости.

М. МОТОРИН




  •  Литература
  •  Программы
  •  Поиск
  • Форум