История подоходного налога в США XIX - начало XX века

История подоходного налога в Соединенных Штатах Америки представляет одну из наиболее драматических страниц в развитии налогового законодательства в мире. Внедрение этого налога в практику сбора налогов проходило с большими трудностями, вызывая сильное сопротивление имущих классов. И это несмотря на то, что почва для формирования подоходного налога в США была исторически подготовлена.

Издавна почти во всех штатах страны основой налоговой системы был имущественный налог, но уже с конца XVII века во многих ее колониях и поселениях прослеживалось стремление охватить при налогообложении не только имущественную базу налогоплательщика, но и его действительную платежеспособность, проводя различие между лицами с неодинаковым доходом.

Первая серьезная попытка ввести в Северо-Американских Соединенных Штатах подоходный налог в качестве федерального налога относится к 1815 году, когда в результате войны с Англией в 1812-1814 годах федеральное казначейство испытывало неизвестные ему ранее финансовые трудности. Но они вскоре миновали, и проект не был осуществлен.

Положение резко изменилось с началом Гражданской войны. Расходы США стали стремительно возрастать и достигли к 1865 году гигантской цифры в 1 млрд. 295 млн. долларов против 67 млн. долларов в 1861 году в начале войны. За это же время государственный долг возрос с 90, 6 млн. до 2844, 6 млн. долларов. Началось усиленное печатание бумажных денег, и, несмотря на принудительно поддерживаемый курс, они обесценились настолько, что это стало рекордом за весь период американской истории с конца XVIII века до начала Первой мировой войны. Возникла острая необходимость в привлечении дополнительных средств, и уже в 1861 году встал вопрос о введении новых налогов на потребление. В качестве прямого налога предполагалось ввести поземельный налог, значительно увеличенный против прежнего. Это вызвало крайнее недовольство депутатов западных штатов, указывавших на несправедливость системы, при которой миллионер, поместивший свои деньги в процентные бумаги, совершенно свободен от податного бремени, а владелец небольшой фермы несет на себе всю тяжесть налога. Вместе с тем все более настойчиво звучали голоса за введение подоходного налога. Серьезным препятствием к этому служила специальная статья конституции, согласно которой из прямых налогов Конгресс мог вводить и взимать только налог поземельный и налог на рабов. После долгих споров подоходный налог был принят, но, чтобы не нарушить конституцию, его ввели в качестве сбора с доходов, а не как самостоятельный прямой налог.

Согласно принятому закону сбором (income duty) обкладывались все лица, проживавшие в пределах Соединенных Штатов. Он собирался в размере 3% с доходов свыше 800 долларов, полученных от торговли, профессии, занятия, от разного рода имущества или другого источника; с доходов от движимых ценностей взимали только 1, 5%. Американцы, проживавшие за границей, уплачивали 5% налога со своих доходов.

В 1862 году были внесены некоторые изменения в первоначальный текст закона. Был понижен порог уплаты подоходной пошлины, которая распространялась теперь на все доходы свыше 600 долларов, а не 800 долларов, как прежде. Для доходов свыше 10 тысяч долларов ставка повышалась до 5%. Налогоплательщики должны были подать письменную декларацию о своем доходе к определенному сроку. В случае ее неподачи податной инспектор был вправе оценить доход плательщика лично, по своему усмотрению. Он мог также переоценить доход, показанный, по его мнению, ниже действительного. Большое значение при этом имела присяга. Всякий налогоплательщик, который под присягой заявлял, что его доход не превышает 600 долларов, освобождался от налогообложения.

В 1864 году, когда нужда в средствах стала особенно острой, закон о подоходном налоге был вновь пересмотрен. На этот раз в него была введена прогрессивная шкала налогообложения. С доходов от 600 до 5 тысяч долларов уплачивали 5%, от 5 до 10 тысяч долларов - 7, 5%. С доходов свыше 10 тысяч долларов уплачивали с излишка сверх этой суммы 10% налога. Доходы от процентов и дивидендов облагались 5%, то есть налог для них оставался пропорциональным. Жалование также облагалось 5%, но для этого вида доходов допускался вычет в размере необлагаемого минимума (то есть 600 долларов).

В следующем году закон подвергся новым изменениям, причем с доходов от 600 до 5 тысяч долларов должны были уплачивать по-прежнему 5%, а с доходов выше 5 тысяч долларов уплачивали уже с излишка этой суммы 10%. Неподача декларации о размерах дохода по небрежности или по нежеланию влекла за собой штраф в размере 25% причитающейся суммы налога. Штраф повышался до 100% за подачу ложной декларации. За подачу неверных сведений возможен был, помимо того, штраф до 1000 долларов и сверх того заключение в тюрьму. В подтверждение своей декларации налогоплательщик мог предъявить свои бухгалтерские книги или счета и клятвенно подтвердить размеры своего дохода. Но клятва уже не имела такого доказательного значения, как в первоначальном варианте закона. В таком виде закон должен был действовать до 1870 года, но уже в 1867 году подоходный налог из прогрессивного был вновь превращен, за минованием финансовых затруднений, в пропорциональный. Налог собирался теперь в равной доле, в размере 5% со всех доходов, превышающих 1000 долларов.

В 1870 году истекал срок действия закона о подоходном налоге, и американский Конгресс решал его судьбу. Комиссия путей и средств Конгресса высказалась за уничтожение целого ряда налогов (налога с наследства, с продажи имущества, налога на газ и др.), но за сохранение подоходного налога. Комиссия нашла, что налог вполне оправдал ожидания, предложив лишь повысить минимум обложения до 1500 долларов. Однако оппозиция выступила против сохранения подоходного налога. В нижней палате Конгресса разгорелась по этому поводу ожесточенная борьба. Депутаты оппозиции предложили внести его в список налогов, подлежащих отмене. На подоходный налог "смотрели, - заявил один из них, - только как на военный налог", и он "был введен лишь на ограниченный срок в 5 лет... Война кончилась... и налогу можно позволить умереть". "Я утверждаю, не колеблясь, - продолжал депутат, что этот налог вызывает больше недовольства, чем все прочие налоги. Страна содрогается от протеста при мысли о возможности его возобновления... Честный человек подает правильную декларацию; бесчестный -прячет и скрывает все, что может, дабы избежать этого несчастного налога. Моральная сила у него отсутствует. Налог - неравный, он вовлекает в клятвопреступление и толкает на иные преступления, так как находится в противоречии с правом каждого человека охранять тайну своих частных отношений и денежных дел. Его применение порождает повсюду обман, мошенничество и ложь - нация просит не возобновлять его... заставить его исчезнуть, как исчезли все несчастья, порожденные гражданской войной".

Однако, несмотря на такую яростную критику со стороны противников подоходного налога, он нашел в Конгрессе и горячих защитников. Они указывали, что с отменой налога каждый доллар, который доставлял налог с доходов богатых, придется наложить на бедных налогоплательщиков. Кроме того, говорили они, все налоги в американских условиях являются налогами военными и, следовательно, подлежат отмене. И налоги на табак или виски также предполагают обманы, что и в случае с подоходным налогом. Защитники подоходного налога указывали, что не народные массы, а узкая группа держателей крупных капиталов, монополистов железных дорог, маклеров и торговцев ценными бумагами, оптовиков-импортеров заинтересована в его отмене и агитирует за это через прессу.

В результате дискуссий большинство нижней палаты Конгресса проголосовало за сохранение налога без ограничения срока его действия, причем ставка налогообложения была принята в 3%, при необлагаемом минимуме в 2 тысячи долларов. Борьба продолжилась в Сенате, где подоходный налог также встретил ожесточенное сопротивление. В начале даже, казалось, что победу здесь одерживают противники налога. Но когда обнаружилось, что бюджетный дефицит в стране был гораздо острее, чем предполагали, и иных средств к его покрытию нет, то сторонники сохранения подоходного налога победили и в верхней палате. Однако закон был значительно переработан. Налоговая ставка была понижена до 2, 5%. Подача декларации стала обязательной только для лиц с доходом свыше 2 тысяч долларов. Был наложен запрет на публикацию налоговыми инспекторами сведений об объявленных налогоплательщиками доходов. Сумма доходов, объявленная плательщиком, не могла быть повышена податным инспектором без предупреждения, как ранее, а штраф за ошибочно или умышленно неверно составленную декларацию не мог быть наложен без предоставления плательщику достаточного для его явки в инспекцию срока.

Но победа защитников подоходного налога оказалась недолгой. Уже в 1872 году, как только финансовое положение в стране улучшилось, налог был отменен. Он просуществовал, таким образом, лишь одно десятилетие, но приобрел громадное финансовое значение для государства в труднейший период его истории. За время с 1863 по 1873 год общая сумма поступлений от подоходного налога составила 376 млн. долларов. Особенно высокие поступления наблюдались в 1865-1867 годы. В целом поступления от подоходного налога за этот период составляли четвертую часть от всех государственных доходов Соединенных Штатов и в некоторых случаях превышали вдвое поступления от наиболее распространенной формы внутреннего налогообложения в стране - имущественного налога.

В течение 22 лет в США не вспоминали о подоходном налоге, так как после окончания Гражданской войны это был в основном благополучный в финансовом отношении период. США не приходилось нести большие военные расходы, как европейским державам, на содержание вооруженных сил. Высокие таможенные пошлины также способствовали финансовому благополучию. В целом доходная часть бюджета намного превышала расходную.

Однако с конца 1880-х годов - начала 1890-х в результате экономической депрессии начали нарастать финансовые трудности. Вновь возникло движение в пользу введения подоходного налога. В палату депутатов начали один за другим поступать проекты его введения, которое становилось насущной необходимостью. В январе 1894 года председатель подкомиссии нижней палаты Конгресса Макмиллин убеждал депутатов в справедливости подоходного налогообложения, агитируя в пользу предложения о его введении: "Это предложение не имеет целью наложить эмбарго на богатство, но лишь заставить участвовать накопленные богатства страны в расходах правительства... Неужели мы пойдем просить эти доходы с предметов, которые служат питанию и одежде, и оставим нетронутыми огромные скопища богатств? ".

При внесении "билля Вильсона", как назывался на этот раз проект закона о подоходном налоге, в нижней палате вновь, как и два десятилетия назад, развернулась ожесточенная борьба между его сторонниками и противниками. Против законопроекта выступила значительная часть депутатов. "Подоходный налог -налог до того ненавистный, - заявил депутат от Пенсильвании Адаме, - что ни одно правительство не осмелится ввести его иначе, как в военное время. Вы увидите, что народ не потерпит его в мирное время. Этот налог не достоин свободной страны. Это классовое законодательство. Неужели вы хотите обложить бережливость и оштрафовать успех? Неужели вы хотите премировать бесчестность и поощрять клятвопреступление? Установление налога разорит народ. Он ведет за собою шпиона и доносчика. Он потребует орды чиновников, облеченных инквизиторской властью". С другой стороны, сторонники введения подоходного налога с тем же пылом воспевали его. "Принятие билля, - говорили они, - явится зарей новой эры, более чистой, залитой солнцем, украшенной пением птиц и музыкой, столь сладкой - веселым смехом детей, которые хорошо питаются и одеваются, живут в хороших помещениях".

Билль о введении подоходного налога был принят большинством в 204 депутата против 140, а 3 июля он был окончательно принят и в Сенате с небольшим перевесом в 5 голосов, хотя билль оказался в существенно урезанном виде и с ограниченным сроком действия закона до 1 января 1900 года. По закону 1894 года налог был установлен в размере 2% с доходов, превышающих 4 тысячи долларов. Кроме физических лиц налог собирался также с юридических лиц (акционерных обществ, товариществ, ассоциаций). Из облагаемых доходов физических лиц вычету подлежали издержки по содержанию налогоплательщика и его семьи. У юридических лиц облагался чистый доход, получавшийся за вычетом издержек производства, в которые были включены, помимо обычных расходов и потерь, также проценты по долгам и облигациям общества. В то же время, к облагаемому доходу причислялись суммы, вложенные во всевозможные фонды, затраченные на новые постройки, расширения и улучшения, а также различные иные размещения капиталов общества, поскольку последние произведены за счет понижения чистой прибыли в данном году. Налогообложению подлежало также жалованье чиновников федерального правительства. Налог с жалованья, а также с доходов от дивидендов собирался путем удержания у источника. Прочие доходы облагались у самого налогоплательщика, который был обязан к определенному сроку подать декларацию о них, если общая сумма его дохода превышала 3, 5 тысячи долларов.

Особенностью закона 1894 года было то, что по нему к облагаемому доходу причислялись также суммы, полученные по наследству или в виде дарения. Поэтому подоходный налог был в то же время, согласно этому закону, и налогом с наследств.

Но едва закон вступил в силу и начался прием деклараций, как в Верховный суд была подана жалоба на несоответствие закона конституции республики. Лучшие адвокаты страны, правительство и сторонники подоходного налогообложении выступили в защиту закона, но отстоять его не удалось. Верховный суд признал закон 1894 года противоречащим конституции и объявил его недействительным. Все относящиеся к нему акты и документы были сожжены.

Решение Верховного суда, принятое с перевесом всего в один голос (5 против 4), не успокоило американское общество. Оно чувствовало в этом признании закона о подоходном налоге неконституционность, явную уступку форме в ущерб его внутреннему содержанию. Проблема подоходного налогообложения по-прежнему оставалась остро актуальной. Вопрос о необходимости внести в конституцию поправки, которые позволили бы правительству ввести подоходный налог, широко обсуждался в обществе. В 1909 году президент Соединенных Штатов Тафт внес в Конгресс предложение о внесении поправки в конституцию страны. В том же году поправка была принята обеими палатами. Согласно ей Конгрессу предоставлялось право устанавливать и собирать подоходный налог, из какого бы источника этот доход не происходил, без распределения по отдельным штатам и независимо от численности населения в них.

Началась разработка нового подоходного налога, который должен был в первую очередь компенсировать снижение таможенных поступлений, явившееся следствием наметившегося в это время в американской таможенной политике поворота от крайнего протекционизма в сторону большей свободы торговли. К тому же в это время повысились расходы страны на оборону. Положение о подоходном налоге появилось в виде второго раздела закона от 3 октября 1913 года о таможенной реформе. Налогообложению теперь подлежали все американские граждане, в том числе и живущие за рубежом, и иностранцы, проживающие на территории Соединенных Штатов. Кроме того, иностранцы, живущие за пределами Соединенных Штатов, уплачивали налог, если получали доход от имущества, торговли, промысла или профессии, находящихся на территории американской республики. В качестве компенсации за возможность двойного налогообложения закон освобождал от налога иностранных владельцев американских ценных бумаг. Наряду с физическими лицами налогу подлежали и юридические лица (корпорации, акционерные компании, товарищества, страховые общества и др.), образованные в Соединенных Штатах. Во избежание двойного обложения доходов - у общества в виде прибыли и у частного лица (владеющего акциями) в виде дохода от дивиденда, выданного данным обществом, - закон позволял частному плательщику вычет из суммы своего облагаемого дохода суммы дивиденда, уже обложенной у общества.

По закону 3 октября 1913 года облагался как доход от прибыли, так и доход от жалованья, заработной платы или вознаграждения за личную работу в любой форме. Кроме того, облагался доход от различных профессий и занятий, от торговли, сделок по продаже движимого и недвижимого имущества, от получения процентов, дивидендов и др. Исключение составляли те доходы, которые представляли собою собственность, полученную в виде дара или дара по завещанию, в виде наследства по завещанию, или перехода наследства по закону и т. п. Поступления же не периодического, а единовременного, разового характера (например, от продажи имущества) в понятие дохода не входили.

Так как налогообложению подлежал чистый доход, то допускался вычет из валового дохода. Для обществ и компаний - это все издержки производства, проценты по облигациям, долги, потери, обусловленные характером деятельности предприятия, в том числе потери безнадежные, подлежащие списанию, а также расходы по амортизации. Для отдельных лиц допускался сверх того вычет из сумм, которые уже взысканы в виде налога с доходов у самого источника этих доходов. Вместе с тем в этом отношении закон 1913 года оказался для наиболее крупных предприятий более жестким, чем закон 1909 года о налогообложении акционерных обществ, так как не допускал вычета из валового дохода обществ - учредителей дивидендов, получаемых по принадлежавшим им пакетам акций учреждаемых ими обществ, то есть, по сути, по своим собственным акциям. Мера эта проводилась в рамках набиравшего силу антитрестовского законодательства.

В качестве минимума налогообложения новый закон устанавливал 3 тысячи долларов. Доходы выше 3 тысяч долларов облагались в размере суммы, остающейся за вычетом этого минимума. Дополнительно из общего дохода супругов, живущих вместе, допускался вычет еще одной тысячи. Никаких других вычетов, в том числе на детей, не полагалось. Кроме доходов до 3 тысяч долларов, освобождались от налога проценты по облигациям и иным государственным ценным бумагам. Освобождалось от налогообложения жалованье президента Соединенных Штатов, федеральных судей и вообще государственных чиновников и служащих. Основная или нормальная (normal tax) ставка налога устанавливалась в размере 1% со всей суммы облагаемого дохода, и вводился также дополнительный налог (additional tax). Основной налог был пропорциональным, а дополнительный налог включал прогрессивную шкалу обложения, начиная с 1% для доходов от 20 до 50 тысяч долларов и достигая 6% для доходов свыше 500 тысяч долларов. Оба налога (основной и дополнительный) уплачивали только физические лица. А юридические лица уплачивали лишь основной налог.

Американский закон 3 октября 1913 года заимствовал из английского налогового законодательства способ взимания подоходного налога у источника. Согласно закону все лица, учреждения и общества, на которых лежит обязанность выплаты, контроля, или распоряжения суммами, представляющими собой заработную плату, жалованье, ренту, премии и иные получения налогоплательщика, обязаны были подать об этих выплатах декларацию, с указанием имени и адреса плательщика, удержать сумму, соответствующую основному налогу на него, и внести ее в государственную казну. Подача декларации была обязательна для всех лиц, доход которых в предшествовавшем году превышал установленный минимум в 3 тысячи долларов. Декларация подавалась по месту жительства особому окружному сборщику. От обязательной подачи ее освобождались лишь налогоплательщики, доход которых, не превышая 20 тысяч долларов, целиком состоял из дивидендов или источников, у которых налог удержан при выплате. Неподача декларации влекла за собой штраф от 20 до 1000 долларов и увеличение суммы налога на 50%. Подача ложных деклараций каралась штрафом в 2 тысячи долларов или тюремным заключением до 1 года, а иногда и тем и другим. Для обществ-учредителей подача ложной декларации влекла штраф в 10 тысяч долларов, а для служащего, ее составляющего, кроме штрафа в 2 тысячи долларов, еще и уголовную ответственность. Закон предусмотрел также суровое наказание правительственным чиновникам за нарушение конфиденциальности сведений, содержащихся в декларациях налогоплательщиков. Закон от 3 октября 1913 года был последним американским законом о подоходном налоге перед Первой мировой войной.

***

Тафт Уильям Хауард (1857-1930), 27-й президент США (1909-1913), от Республиканской партии. В 1901-1904 годах губернатор Филиппин. В 1904-1908 годах военный министр, участвовал в подавлении восстания на Кубе в 1906 году. В 1912 году правительство Тафта осуществило интервенцию в Никарагуа. С 1921 года председатель Верховного суда США.




  •  Литература
  •  Программы
  •  Поиск
  • Форум