Малый бизнес дождался перемен

В начале марта Правительство РФ одобрило изменения в главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" и 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации, направленные на уточнение отдельных положений специальных налоговых режимов для малого бизнеса.

По словам министра финансов Алексея Кудрина, представившего законопроект, основная задача проекта - совершенствование налоговых режимов для малого бизнеса на основе двухлетней практики их применения и обеспечение реализации дополнительных возможностей для малого бизнеса в части расширения производства.

Изменения в главу 26.2 НК РФ:

- увеличен объем дохода, дающего право налогоплательщику перейти на упрощенную систему налогообложения, с 11 до 15 млн. рублей, и дохода налогоплательщика, превышение которого является основанием для возврата на общий режим налогообложения, с 15 до 20 млн. рублей;

- перечень налогоплательщиков, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения, дополнен следующими лицами: адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты; бюджетные учреждения; организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом; иностранные организации, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории Российской Федерации;

- уточнен перечень основных средств и нематериальных активов, превышение остаточной стоимости которых в размере 100 млн. рублей не позволяет организациям применять упрощенную систему .налогообложения. В целях данного положения, должны учитываться основные средства и нематериальные активы, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ;

- вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем налоговом периоде с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе;

- при определении объекта налогообложения не будут учитываться в составе доходов доходы в виде полученных дивидендов, если их налогообложение произведено налоговым агентом у источника доходов в соответствии с положениями ст. 214 и 275 НК РФ;

- в расходах на приобретение товаров для последующей их реализации налогоплательщик сможет учесть расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемых товаров, расходы на выплату вознаграждений комиссионных, агентских и по договорам поручения. В перечень расходов включены также расходы на обязательную сертификацию; на проведение предусмотренной законодательством, регулирующим оценочную деятельность, обязательной оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы; плата за предоставление информации о зарегистрированных правах; расходы на оплату услуг специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (в том числе правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков); расходы на оплату услуг специализированных организаций по экспертизе, обследованиям, выдаче заключений и предоставлению иных документов, наличие которых требуется для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности и получение которых установлено соответствующими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами;

- конкретизирован порядок признания доходов и расходов. В частности, налогоплательщики, определяющие доходы и расходы в соответствии с данной главой НК РФ, не учитывают в целях налогообложения в составе доходов и расходов суммовые разницы в случае, если по условиям договора обязательство (требование) выражено в условных денежных единицах;

- налогоплательщикам, перешедшим на упрощенную систему с 1 января 2003 года и выбравшим объектом налогообложения доходы, предоставляется право с 1 января 2006 года изменить объект налогообложения на доходы, уменьшенные на величину расходов.

Изменения в главу 26.2 НК РФ:

- предусматривается, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться в отношении деятельности по оказанию услуг общественного питания, осуществляемых организациями, имеющими залы по каждому объекту площадью не более 150 кв. м, а также через объекты, не имеющие залов обслуживания посетителей. При этом оговаривается, что оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей, определяемой по каждому объекту организации общественного питания, более 150 кв. м признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;

- учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих обложению единым налогом на вмененный доход, должен осуществляться налогоплательщиками в порядке, предусмотренном для налогоплательщиков, применяющих общий режим налогообложения;

- в связи с тем, что корректирующий коэффициент базовой доходности К1, учитывающий место осуществления предпринимательской деятельности, практически не использовался - предлагается его исключить. Таким образом, корректирующий коэффициент К2 определяется как коэффициент К1, а коэффициент К3 - как коэффициент К2, при этом коэффициент К2 (в новой редакции) должен определяться на каждый последующий год с учетом изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) за все предыдущие годы;

- к розничной торговле будет относиться предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами на основе заключенных договоров розничной купли-продажи. При этом к данному виду предпринимательской деятельности не будет относиться реализация продукции собственного производства (изготовления), поскольку данная деятельность является способом реализации этой продукции, а не торговой деятельностью;

- к услугам общественного питания будут относиться услуги по изготовлению кулинарной продукции, созданию условий для ее реализации и потребления, а также организации досуга, оказываемые через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей, а также услуги по реализации готовой кулинарной продукции и покупных товаров, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей;

- к развозной торговле отнесена розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только с транспортным средством. К разносной торговле отнесена розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем на дому, в учреждениях, организациях, транспорте или на улице;

- к услугам по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств будут относиться платные услуги, классифицированные Общероссийским классификатором услуг населению. К данным услугам не относятся услуги по заправке автотранспортных средств, а также услуги по хранению автотранспортных средств на платных автостоянках, оказываемые в качестве самостоятельных видов предпринимательской деятельности;

- устанавливается предельный размер уменьшения налогоплательщиками суммы единого налога на вмененный доход не только на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, но и на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности.

Несмотря на то что в целом правительство одобрило законопроект, Минфину России, Минэкономразвития России и Минюсту России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти поручено доработать ряд вопросов, в частности, касающихся предоставления налогоплательщикам, применяющим упрощенную систему налогообложения, права добровольной уплаты НДС, уточнения перечня расходов, учитываемых при исчислении налогооблагаемой базы по налогу, уплачиваемому При применении упрощенной системы налогообложения, а также целесообразности обязательного ведения бухгалтерского учета при применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Также, по мнению правительства, недоработанным остался вопрос целесообразности обязательного использования контрольно-кассовой техники при применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Проект соответствующего федерального закона должен быть представлен в Правительство РФ до 15 мая 2004 года.




  •  Литература
  •  Программы
  •  Поиск
  • Форум