7.3. УЧАСТКОВАЯ СИСТЕМА МИРОВОЙ ЮСТИЦИИ И ДОСТУП К СУДУ

7. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС, ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.09)

Мордовский государственный университет

Проводимая в стране судебная реформа направлена на обеспечение доступа населения к суду. Суть принципа доступа к суду рассматривается как возможность каждого обратиться к эффективной судебной защите и передать свое гражданское дело в суд без каких-либо фактических и юридических препятствий.

Для всех государств в равной мере актуальными являются многие аспекты решения проблемы доступа к суду, среди которых обеспечение достаточного числа судей и судов (соотносимого с численностью судебных дел, территорией, количеством населения)(1).

Нынешний этап развития судебной системы не позволяет считать судебное строительство в Российской Федерации завершенным. Известно, что решение проблемы создания эффективных судебных процедур, невозможно без одновременного поиска наиболее оптимальных судоустройственных моделей.

Через призму взаимодействия и взаимосвязи судопроизводственных и судоустройственных аспектов представляется далеко не второстепенным вопрос об организации участковой системы мировой юстиции. Полагаем, что формирование судебных участков должно осуществляться таким образом, чтобы не создавать препятствий для доступа граждан к эффективному правосудию. Принципы создания судебных участков должны быть направлены к реализации указанной цели.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

Таким образом, судебное строительство мировой юстиции осуществляется по участковому принципу, суть которого заключается в том, что территория юрисдикции мирового судьи распространяется на судебный участок.

Судебный участок есть разновидность судебных территорий наряду с представлением о судебном районе, судебном округе. Очевидно, что параметры формирования судебного участка являются важными составляющими обустройства мировой юстиции, предопределяют доступ граждан к суду.

В Законе о мировых судьях определение судебного участка не содержится, названы лишь отдельные характеристики данного правового явления. Отсутствие четкости в правовом регулировании участкового построения мирового суда создает проблемы единства правоприменительной практики субъектов РФ.

Очевидно, что в своем судопроизводственном контексте представление о судебном участке стабильно и не подвергается сомнению. В судопроизводственном смысле под судебным участком понимается территория, на которую распространяется юрисдикция мирового судьи, то территориальное образование, которое определяет территориальную подсудность дел мировому судье.

Однако с точки зрения судоустройственных аспектов представление о судебном участке не является однозначным, кроме того, дискуссионными являются принципы формирования судебных участков, отсутствуют единообразные способы определения границ судебных участков.

В качестве принципа создания судебных участков федеральный законодатель называет количественный критерий - количество населения на одном участке, т.е. количество граждан, проживающих на данной территории. Причем данный критерий является единственным. Если ранее данный критерий предусматривал возможность образования судебных участков при численности населения от 15 до 30 тысяч человек, то с 1 января 2007 года максимальный численный уровень был снижен до 23 тысяч человек(2).

Анализ ст. 4 Закона о мировых судьях позволяет сделать вывод о том, что судебный участок соотносим с территорией административных единиц, он составляет часть административных территорий. Даже если в административном районе проживает менее 15 тысяч человек, то в данном районе тем не менее создается один судебный участок, при этом данный судебный участок будет совпадать с территорией административного образования. Из сказанного следует, что принципом формирования судебных участков наряду с количественным критерием является территориальный принцип, суть которого сводится к созданию судебных участков в границах территориальных образований - административных районов.

Руководствуясь установленным федеральным законом общим числом должностей мировых судей (и соответственно судебных участков), субъекты Российской Федерации должны были с учетом нагрузки на мировых судей устанавливать количество судебных участков в административном районе и их границы при "плавающем" количественном критерии. Это фактически означало, что при создании конкретных судебных участков учитывался не только территориально-численный критерий, но и иные обстоятельства: количество дел, наличие юридических лиц, уровень социальной конфликтности на данной территории и другие обстоятельства.

Различия в принципах создания судебных участков федеральным законодателем и законодателями субъектов РФ, а также увеличение подсудных дел мировым судьям привело к перенагрузке мировой юстиции. Причем перенапряжение мировой юстиции наблюдается по всем регионам и не только в областных центрах, но и в периферийных районах(3).

Проблему перенапряжения мировой юстиции и усиления гарантий доступа к суду следует решать, в том числе и в направлении увеличения количества мировых судей.

Уменьшение численного критерия (с 1 января 2007 года судебные участки должны создаваться исходя из меньшей численности проживающих на одном участке - от 15 до 23 тысяч человек) позволит изменить территориальную "нарезку" судебных участков, увеличив их количество, и, соответственно, увеличив количество должностей мировых судей, что, несомненно, скажется на уменьшении количества дел, приходящихся на одного мирового судью. Таким образом, изменение принципа формирования судебных участков должно привести к созданию новых судебных участков и расширению корпуса мировых судей.

Вместе с тем считаем, что только корректировки численного критерия создания судебных участков не достаточно для разрешения проблемы излишней загруженности мировых судей и обеспечения доступности правосудия.

При формировании судебных участков необходимо руководствоваться не только численностью населения, но и учитывать особенности расположения на судебных участках объектов, являющихся потенциальными источниками уголовных и административных правонарушений (рынки, вокзалы и т.д.), а также количество юридических лиц, находящихся на территории судебных участков и увеличивающих нагрузку на мировых судей по гражданским и административным делам, следует учитывать особенности отдельных регионов (в первую очередь Сибири и Дальнего Востока) с большой протяженностью территории и низкой плотностью населения, в большинстве районов которых между населенными пунктами сезонно, а иногда и круглогодично отсутствует нормальное транспортное сообщение.

Руководствуясь лишь количественным принципом, выровнять нагрузку между мировыми судьями по разным судебным территориям не удастся. В силу данных обстоятельств диспропорции между нагрузкой на мировых судей разных административных районов закономерны. При помощи снижения численного критерия удастся в отдельных судебных районах, в частности, там, где уже создано несколько судебных участков, разгрузить мировых судей, создав дополнительные судебные участки и должности мировых судей. А в других административных районах нагрузка по-прежнему останется высокой, поскольку, например, в судебных участках при численности населения в 26 или 27 тысяч создать второй судебный участок, руководствуясь только численным критерием, не представляется возможным.

Данная ситуация свидетельствует не только о несовершенстве российского законодательства о судебном строительстве, но и указывает на отсутствие равенства граждан перед судом, на наличие недопустимых препятствий доступа к правосудию, связанных с высокой нагрузкой на судей в отдельных административных образованиях.

Созданная в Российской Федерации участковая система мировой юстиции способна эффективно обеспечить доступ к суду при условии формирования судебных участков соотносимых не только с количеством населения, но и с численностью судебных дел и обслуживаемой территорией. При этом судебные территории мировых судей - судебные участки должны формироваться и федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ исходя из единых критериев, закрепленных в федеральном законе. Помимо количественного критерия проживающего населения в качестве таких критериев должны быть названы соотносимость с территорией административного образования (территориальный) и критерий численности судебных дел (нагрузка, приходящаяся на судью).

Представление о судебном участке как о территории, на которую распространяется юрисдикция мирового судьи, недостаточно для формирования судебных участков и определения их границ. Судебный участок, понимаемый как пространственное образование, совпадающее по территории с административным районом или являющееся его частью, предопределяет особенности судебного межевания.

Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

Наиболее часто участок мирового судьи определяется через перечень населенных пунктов и улиц, а также находящихся на этих улицах жилых домов и юридических лиц. Подобное определение границ судебного участка может быть в известной степени приемлемо для определения подсудности гражданских дел, поскольку общим правилом территориальной подсудности по гражданским делам является подача искового заявления (заявления) по месту жительства ответчика-гражданина или месту нахождения ответчика-юридического лица. Однако в этом случае не может быть определена подсудность дела при совершении преступления, например, на железнодорожных путях вне черты населенного пункта, или на городской свалке и т.д., поскольку в соответствии с УПК РФ территориальная подсудность уголовных дел не привязана к месту проживания гражданина.

Судебное межевание следует понимать как деление территории по географическому принципу, что предполагает нарезку территорий, а не только населенных пунктов. Способом судебного строительства судебных участков, на наш взгляд, должно быть географическое деление территории административного образования: либо перечисление всех географических объектов, находящихся на участке, либо определение географических границ.

Субъекты РФ устанавливают разные способы определения границ судебных участков, которые в равной степени допустимы, если обеспечивают совпадение территорий всех судебных участков с территорией самого административного (судебного) района и исключают "забытые" территории. Недопустимым способом определения границ судебных участков следует считать распределение поступающих дел с территории судебного района согласно графика между мировыми судьями данного района. Определение границ судебных участков должно осуществляться законами субъектов РФ, а не некими внутренними актами, например, графиками, что не исключает споры в отношении очередности судей и, следовательно, может привести к спорам о подсудности.

***

(1) См.: Рабцевич О.И. Право на справедливое судебное разбирательство: международное и внутригосударственное правовое регулирование. - М.: Лекс-Книга, 2005. - С.95-96.

(2) См.: О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации: Федеральный закон от 11 марта 2006 г. N 36-ФЗ // СЗ РФ. - 2006. - N 11. - Ст. 1147.

(3) См.: Терехин В.А., Захаров В.В. А нужна ли нам мировая юстиция? // Российская юстиция. - 2006. - N 4. - С. 49.




  •  Литература
  •  Программы
  •  Поиск
  • Форум