ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Сапогов В.М., соискатель адъюнктуры Владимирского юридического института ФСИН России, преподаватель Псковского юридического института ФСИН России, директор АНО "Псковский городской центр правового образования и воспитания молодежи"

Социальное сиротство, социализация воспитанников интернатных учреждений, защита и обеспечение прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей - актуальнейшие проблемы современной России.

Падение нравственных устоев семьи, увеличение числа неблагополучных, неполных семей, изменение отношения к детям, выражающееся в нежелании заботиться о них вплоть до полного вытеснения из семьи, свидетельствуют о наличии скрытого социального сиротства, которое пагубно влияет на детскую психику, негативно сказывается на процессе адаптации ребенка к реалиям жизни.

В последние годы в детские дома и интернаты поступают в большинстве именно дети, родители которых лишаются родительских прав, находятся в местах лишения свободы, в розыске и уклоняются от содержания и воспитания своих детей, то есть являющиеся социальными сиротами (1).

Существующая система организации воспитательной работы в детских домах (интернатах), нивелирование моральных ценностей в обществе, издержки материального обеспечения сиротских учреждений, психологические трудности, заключающиеся в привычке жить в замкнутом, изолированном обществе, в неумении интегрироваться в социум, создавать новые контакты с людьми становятся ведущими факторами формирования у детей приспособленческого образа поведения.

Вхождение воспитанников интернатных учреждений в окружающий их социум основывается на всевозможных доступных им способах, в том числе и противоправных. Так, среди задержанных сотрудниками органов внутренних дел безнадзорных детей 17,8% являются воспитанниками детских домов и интернатов. Основные виды времяпрепровождения на улице детей, указанной категории: попрошайничество, воровство, проституция, торговля наркотиками, употребление спиртных напитков (2). Доля осужденных несовершеннолетних, являющихся сиротами или оставшимися без попечения родителей, увеличилась с 8,6% в 1999 г. до 9,9% в 2003 г. (3)

Организацию и проведение в интернатных учреждениях воспитательной работы, направленной на повышение уровня правовой культуры воспитанников, формирование правосознания, должны осуществляться на основе специально разработанных методик и программ правового воспитания, учитывающих особенности психического, интеллектуального и физического развития этой категории детей. Их разработка должна основываться на данных, полученных в ходе исследования возрастных особенностей формирования правосознания у данной категории детей.

Принимая во внимание довольно широкий диапазон представлений о сущности и содержании правосознания, мы приходим к выводу о необходимости раскрытия понятия правосознания в контексте его отнесения к объектам, подверженным воздействию со стороны других социально-правовых явлений. Со своей стороны полагаем, что правосознание не должно рассматриваться в отрыве от тех проблем, которые возникают в сфере правового воспитания.

Правосознание человека не возникает с момента рождения, а формируется по мере взросления в течение всей жизни человека. Процесс формирования правосознания тесным образом связан с появлением у лица правосубъектности, но не ограничивается ее рамками.

Элементами системы, формирующей правовое сознание и поведение личности, являются:

* социальная среда;

* личность с ее индивидуальными качествами и особенностями;

* определенная сумма знаний, ценностей и установок, которую общество или социальная группа стремится передать своим членам.

Они формируют преимущественно позитивное правосознание, но отдельные элементы социальной среды могут способствовать при определенных условиях формированию антиобщественного правового сознания (4).

Развитие правосознания личности детерминировано окружающей ее социальной средой. Длительность становления правосознания определяет многочисленность факторов как общесоци - ального порядка, так и той микросреды, которая непосредственно окружает индивида. Эти факторы преломляются через конкретные условия жизни и особенности личности психологического порядка. Нельзя не согласиться с позицией авторов, считающих, что индивидуальные особенности психики, сами по себе не являясь причиной юридически значимого поведения, участвуют в формировании способов его осуществления, таким образом, различным видам правового поведения соответствует определенный комплекс характерологических особенностей личности (5).

Знание факторов, оказывающих влияние на сознание воспитанников интернатных учреждений, позволяет определить некоторые направления практической работы по формированию их правосознания, конкретные рекомендации по организации правовоспитательного процесса, что предполагает сознательное и целенаправленное воздействие на личность ребенка, его социальную среду, источники правовой информации и процесс их усвоения.

Если учитывать вектор воздействия на сознание личности, то факторы, влияющие на формирование правосознания воспитанников детских домов (интернатов), можно подразделить на две группы: внутренние, представляющие собой индивидуальные особенности, и внешние, заключающиеся в деятельности субъектов социально-правовой жизни общества.

Многочисленными исследованиями российских и зарубежных психологов доказано, что в условиях детского учреждения интернатного типа формируется совершенно иной, в отличие от условий семейного воспитания, тип личности ребенка. Особенности физического, психического и социально-правового статуса детей, оставшихся без попечения родителей, являются следствием неблагополучной истории развития ребенка в связи с патологиями наследственного и приобретенного характера, отсутствием родителей, нередко с наличием неблагополучного социального окружения (6).

Специфика развития детей, воспитывающихся вне семьи, порождающая у них наибольшие трудности и отклонения в становлении личности, по мнению подавляющего числа специалистов, проявляется в эмоционально-волевой сфере.

Ущербность эмоциональной жизни в детских домах вызывает у ребенка в старшем возрасте различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других - гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе в целях привлечения к себе внимания при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности (7).

Большое число воспитанников детских домов имеет сенсорное недоразвитие, задержку психического развития и интеллектуальную недостаточность (8). Число детей-сирот с отклонениями в развитии (чаще всего с задержкой психического развития), по данным разных авторов, составляет 70-80% (9). Эти дети и подростки в связи с особенностями их личностного развития и отсутствием должной социальной помощи составляют около 15-20% всех правонарушителей и лиц, совершивших преступления (10).

Существует гипотеза, что у детей, растущих в интернатных учреждениях, наблюдается не просто отставание в развитии или недоразвитие личностных образований, а интенсивное формирование некоторых принципиально иных механизмов, при помощи которых ребенок приспосабливается к жизни в этих учреждениях. Эта специфика проявляется в несформированности внутреннего, идеального плана, в связанности мышления, мотивации, поведенческих реакций внешней ситуацией (11).

В результате в детских домах сосредотачивается весьма специфический контингент детей, которые отличаются, с одной стороны, отягощенной и часто не вполне ясной наследственностью, а с другой стороны - ярко выраженным депривационным синдромом (12). К этому следует добавить, что отставание в физическом и интеллектуальном развитии, слабое здоровье становятся дополнительными, но весьма существенными факторами, осложняющими подготовку воспитанников учреждений интернатного типа к самостоятельной жизни.

Проведенное нами в 6 интернатных учреждениях Северо-Западного федерального округа социологическое исследование правосознания воспитанников позволяет сделать определенные выводы о некоторых особенностях в формировании компонентов правосознания данной категории детей.

Сопоставление результатов анкетирования детей из Псковской, Ленинградской и Мурманской областей демонстрирует наличие у воспитанников детских домов (интернатов) стереотипных взглядов и представлений социально-правового характера. Полученные данные соотносятся с описанными выше закономерностями личностного становления воспитанников детских домов и результатами исследований, проведенных специалистами в сфере образования (13).

Результаты анонимного анкетирования воспитанников интернатных учреждений в возрасте от 10 до 16 лет свидетельствуют о низком уровне их правовой информированности.

66% опрошенных не знают каких-либо прав ребенка, только 32% детей знают, что ребенком в России признается лицо, не достигшее возраста 18 лет. 26% воспитанников смогли выбрать из предложенных правильное определение прокуратуры. 22% детей указали на полное незнание с какой целью созданы и какую деятельность осуществляют органы опеки и попечительства, суд, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, службы занятости населения и социальной защиты населения, юридическая консультация, нотариальная контора.

Только 40% воспитанников согласились с утверждением, что законы следует соблюдать при любых обстоятельствах, 43% считают, что люди подчиняются закону, даже если требования закона им не нравятся, потому что законы не принято нарушать.

При этом 22% воспитанников детских домов убеждены, что имеют достаточное количество правовых знаний для того, чтобы самостоятельно защищать свои права и законные интересы и только 32% детей указали на отсутствие у них достаточных знаний и опыта, чтобы самостоятельно решать правовые проблемы. Около 50% испытывают затруднения в принятии самостоятельных решений в юридически значимой ситуации.

Таким образом, большинство опрошенных воспитанников интернатных учреждений разных возрастов завышают свои возможности в плане самостоятельной защиты своих прав и законных интересов.

Общим для воспитанников всех детских домов является наличие у половины опрошенных отрицательной установки на содействие правоохранительным органам, низкий уровень социально-правовой активности, желание опосредовать свой выбор чьей-либо волей, снять с себя ответственность за выбор того или иного решения. 21% считают негативным предоставление правоохранительным органам сведений о совершенном правонарушении, а тех, кто сообщил - стукачами. 10% на вопрос "Желаете ли Вы принимать участие в охране общественного порядка (например, патрулировать улицы)?" избрали вариант ответа: "Нет, так как считаю для себя подобное унизительным". 20% не сообщили бы в органы милиции о факте совершения преступления по мотиву нежелания лишний раз общаться с милицией.

Для многих детей жизнь в условиях детского дома (интерната), где о них заботятся взрослые, считается нормой. Такие дети, не имеющие примера созидательной, конструктивной деятельности в своей семье, легко усваивают позицию потребителя, о нуждах которого заботится государство. В связи с этим возникает потребность в реформировании системы интернатных учреждений, условий проживания в них детей, а также в подготовке и внедрении иных форм и методов воспитательной работы с детьми.

Существование этой тяжелейшей для России проблемы признается на государственном уровне, о чем свидетельствует проведенный в Москве с участием представителей федеральных органов власти круглый стол на тему "Реформа сиротских учреждений в России" (14). Обсуждавшаяся на нем политика деинституционализации требует соответствующего нормативно-правового закрепления, так как предполагает коренные изменения в организации быта интернатных учреждений.

На сегодняшний день основы правовой регламентации деятельности детских домов (интернатов) заложены в законе РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 года N 3266-1 (с посл. изм.). Пункт 5 статьи 12 закона определяет правовую базу регулирования деятельности детских домов (интернатов) - типовые положения об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемые Правительством РФ (15), и разрабатываемые на их основе уставы этих образовательных учреждений.

Среди основных недостатков указанных правовых актов, на наш взгляд, является их формальный подход к определению основных направлений организации быта и воспитания детей, не включение в число участников образовательного процесса специалиста, имеющего юридическое образование (юриста) (16), основными функциями которого могут быть защита прав и интересов воспитанников, проведение работы по правовому воспитанию детей.

Основные функции юриста в интернатных учреждениях в настоящее время выполняет социальный педагог. Постановлением Минтруда РФ N46 от 17 августа 1995 г. О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации (с изм. от 22 ноября 1995 г.) (17), которое не прошло государственной регистрации в Минюсте России (18), в приложении N2 определены должностные обязанности и квалификационные требования социального педагога.

В сфере воспитания социальный педагог уделяет внимание социально-психологическим вопросам. Такое направление деятельности социального педагога как правовое воспитание не предусмотрено.

Не смотря на то, что среди основных обязанностей социального педагога выделяется реализация прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей), знание основ права и государственного строительства, трудового и семейного законодательства, в требованиях к квалификации по разрядам оплаты нет предписаний, касающихся наличия у него юридического образования или последующего его получения в рамках повышения квалификации в учреждениях среднего, высшего профессионального образования юридического профиля или другим образом.

Позитивным изменением подходов на федеральном уровне к подготовке специалистов в области правовоспитательной работы, считаем появление в Перечне направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования (19) в разделе "Образование и педагогика" квалификации 65 "учитель права" по специальности 050402 "юриспруденция".

Назрела, на наш взгляд, необходимость подготовки специалистов-профессионалов по организации правового воспитания и обучения (просвещения) различных категорий субъектов права, в связи с чем, указанный Перечень в разделе "Гуманитарные и социальные науки" полагаем необходимым дополнить соответственно специальности "юриспруденция" квалификацией "преподаватель права". Соответственно появляется потребность во включении в учебные планы образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования юридического профиля учебной дисциплины, именуемой A.M. Столяренко как "Юридическая педагогика". (20)

Закон РФ "Об образовании" в статье 28 определяет компетенцию Российской Федерации в области образования. В ведении федеральных органов власти и их территориальных подразделениях находятся в числе прочих вопросы формирования и осуществления федеральной политики в области образования; правовое регулирование отношений в области образования в пределах своей компетенции; установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование; разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях.

Правовое регулирование и законодательное закрепление отношений в области образования в субъектах Федерации отличается определенной спецификой. На уровне субъекта Федерации вполне возможно существование региональной правовой политики в сфере образования, не противоречащей общероссийской. Однако пробелы в федерального законодательства в пределах ведения Федерации не могут быть исправлены региональным правотворчеством, в связи с чем, исходя из принципов федерализма, должен быть общий федеральный юридический центр, вырабатывающий для всех без исключения субъектов Федерации единые для образовательной сферы правовые цели, задачи, установки, направления и т.д.

Учреждение подобной структуры профильными министерствами и ведомствами способствовало бы решению многих проблем в сфере организации правового воспитания молодежи, и в частности воспитанников детских домов (интернатов).

Для эффективного внедрения в деятельность интернатных учреждений разработанных на федеральном уровне программ правового воспитания и стандартов правовой социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо их соответствующее правовое закрепление на федеральном уровне.

В этой связи вызывает интерес позиция специалистов о модернизации законодательства в области образования путем принятия Образовательного кодекса (21), в котором указанная сфера найдет соответствующее правовое закрепление.

Одним из основных направлений государственной молодежной политики должно стать правовое воспитание детей в детских домах (интернатах), основанное на современных педагогических технологиях.

В субъектах России, в отдельных интернатных учреждениях накоплен богатый опыт в области воспитания социально-правовых умений и навыков детей, который требует обобщения и нормативного закрепления на федеральном уровне.

Во многих интернатных учреждениях в целях повышения эффективности воспитательного процесса активно используют и нормативно закрепляют в локальных правовых актах (уставах, положениях) такие формы и методы оптимизации социального окружения воспитанников, как группы семейного типа, патронат, семейная воспитательная группа, модель системы социально-экономического воспитания (22). Они позволяют реорганизовать жизненное пространство воспитанников, приближая его к семейному, создать гуманную среду, способствующую становлению социально-правового опыта, появлению у воспитанников новых установок, ценностных ориентации, в том числе имеющих правовую направленность.

***

(1) См.: Социализация и образование социальных сирот. Адаптация выпускников интернатных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей. Доклад / Под ред. А.Н. Майорова. М., 2002. С. 9-10.

(2) См.: Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей. Доклад / Под ред. А.Н. Майорова. М. 2001. С. 131-138.

(3) См.: Характеристика личности осужденного (социально-психологический портрет) / Учебно-методическое пособие. М.: НИИ УИС Минюста РФ, 2004. С. 6.

(4) См.: Олейников B.C. Правосознание личности: социально-правовой аспект. Монография / Под ред. Б.Ф. Кваши. СПб., 2004. С. 156.

(5) См.: Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974. С. 60, Юридическая психология: Учебник для вузов / В.Л. Васильев. СПб.: Питер, 2003. С. 142.

(6) См.: Иванов Е.С., Шипицина Л.М., Крутикова Э.Г. и др. Биологические и социальные факторы в формировании нарушений поведения у учеников вспомогательных школ / Биологические и социальные факторы нарушений поведения у детей и подростков. Межвузовский сб. науч. трудов. Л.: ЛГПИ, 1989. С. 8-10.

(7) См.: Воскобойникова С.А. Нет чужих детей: Раздумья о проблемах современного сиротства: Книга для учителя. М. 1989. С. 5-6, 174.

(8) См.: Иванов Е.С., Шипицина Л.М., Крутикова Э.Г. и др. Указ. соч. С. 8-12.

(9) См.: Социализация и образование социальных сирот. Адаптация выпускников интернатных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей. Доклад / Под ред. А.Н. Майорова. М. 2002. С. 130.

(10) См.: Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под науч. ред. Л.М. Шипициной и Е.И. Казаковой. СПб. 2000. С. 15.

(11) См.: Возрастные особенности психического развития детей / Под. Ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. М. 1982. С. 111.

(12) Депривация (от англ, deprivation - потеря, лишение) - лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей. В зависимости от того, чего именно лишен человек, различают различные виды депривации: двигательную, сенсорную, информационную, социальную, материнскую и др.

(13) См.: Социализация и образование социальных сирот... С. 174-183.

(14) См.: Брынцева Г. Когда тринадцатый - лишний. Система призрения детей-сирот в России нуждается в реформировании // Российская газета от 04.10.2005 г.

(15) Постановление Правительства РФ N 676 от 1 июля 1995 г. (с посл. изм.).

(16) п. 31 Постановления Правительства РФ N867 от 31.07.1998 г. Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (Собрание законодательства РФ. 1998. N32. Ст. 3911) предусматривает такую должность.

(17) Приложение к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 1 октября 2003 г. N36.

(18) Письмо Минюста РФ от 18 сентября 2003 г. N07/9452-ЮД.

(19) Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ N4 от 12 января 2005г. (с изм. от 25 марта, 12 июля 2005 г.).

(20) См.: Столяренко A.M. Юридическая педагогика. Курс лекций. М. 2000. С. 64.

(21) См.: Пчелинцева Л.М. Правовые аспекты воспитания и обучения несовершеннолетних // Журнал российского права. 2003. N2. С. 49, Шиц М. Педсовет у президента // Российская газета от 21.10.2005 г.

(22) См.: Патронатное воспитание: практический опыт // Правозащитник. 2005. N2. С. 9-16, Печникова В.Н. Потенциальные возможности интернатного учреждения в обучении, воспитании, социальной адаптации воспитанников. В сб. Комплексное обеспечение индивидуально-личностного развития воспитанников детских домов / Материалы научно-практической конференции 25-26 мая 1998 г. СПб. 1998. С. 47-51, Печникова В.Н. Система экономического стимулирования в Печорской школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В сб. Комплексное сопровождение детей-сирот / Материалы научно-практической конференции 15-16 апреля 2001 г. СПб. 2001. С. 17-19, Чужих детей не бывает / Под науч. ред. Ф.Р. Зевахиной. М.: "Оргсервис-2000", 2005. С. 68-70.




  •  Литература
  •  Программы
  •  Поиск
  • Форум