К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Древаль Л.Н., к.ю.н., доцент, начальник факультета повышения квалификации;

Турчина О.В., адъюнкт

ДВЮИ МВД России

В последнее время стало модно рассуждать о том, что налогоплательщики часто уклоняются от налогов и слишком активно применяют схемы оптимизации налогообложения, и все эти нарушения в нашей стране носят массовый характер.

Разумеется, такое положение не может устраивать ни одно государство в мире. И любое, даже самое либеральное из них, исходит из того, что система налогообложения должна быть эффективной, а налоговый контроль - действенным. Среди всех проблем в сфере функционирования современной налоговой системы проблема построения эффективной системы налогового контроля является особенно актуальной.

Совершенствование налогового контроля, форм и методов его проведения - это одно из направлений продолжающейся в России налоговой реформы. Возрастающая роль налогового контроля предопределяет его активный характер и влияет на реализацию государственных программ (экономических, социальных, военных и т.д.). От организации налогового контроля на федеральном уровне зависит финансирование общезначимых мероприятий, осуществляемых за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Финансовый контроль в сфере налогообложения, проводимый федеральными органами исполнительной власти, обеспечивает правильное осуществление такого контроля на местах.

Налоговая реформа в России в настоящее время вышла на завершающий этап. Сначала приводили в порядок величину налоговых ставок, учитывая выгоды бизнеса и государства. Вторым этапом налоговой реформы стало закрытие тех законодательных брешей, благодаря которым компании могли легально минимизировать свои налоги, увеличивая собственную прибыль, при этом лишая бюджет значительной части доходов. Теперь перед фискальной службой стоит новая задача - повысить собираемость налогов. Однако, имеющиеся недоработки в законодательстве о налогах и сборах затрудняют практику его применения, обуславливают возникновение спорных ситуаций, появление злоупотреблений как со стороны налогоплательщиков, так и со стороны налоговых органов. Именно поэтому центр тяжести фискальной реформы переносится сегодня на администрирование, то есть умение собирать до копейки начисленные суммы.

После пятнадцати лет функционирования налоговых органов и четырнадцати лет - налоговой системы России требования их реформирования стали ощущать и налогоплательщики, и государство. Среди направлений по совершенствованию налогового контроля можно выделить следующие, которые являются основными:

* совершенствование налоговой системы, которое сказывается на результатах работы налоговых органов;

* реформирование системы налогового администрирования;

* непосредственное совершенствование налогового контроля на отдельных участках работы налоговых органов;

* улучшение материально-технического и кадрового обеспечения налоговых органов, усиление информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками и повышение налоговой культуры населения.

Предложения по совершенствованию системы налогового контроля поступают в Правительство РФ давно (1). С 1992г. она постоянно подвергается изменениям, поэтому в 1995г. были приняты федеральные законы и инструкции относительно всех видов налогов, которые к концу 1999г. также пополнились большим количеством дополнений и поправок. Таким образом, до введения в действие части первой Налогового кодекса РФ в налоговой сфере функционировало огромное количество подзаконных актов. Дальнейшее реформирование налогово-контрольной деятельности выразилось в Налоговом кодексе РФ, вводимом в действие по частям. Однако, с его принятием проблема количества и качества налоговых нормативных правовых актов осталась не до конца решенной.

Следует отметить, изменения в Налоговый кодекс РФ целыми блоками вносятся регулярно. При этом состав налогов и сборов в Российской Федерации характеризуется нестабильностью, что обуславливает ротацию налогового состава и их количественный показатель стремится к уменьшению.

Неэффективность налогового администрирования обусловлена неудовлетворительным правовым регулированием в данной сфере. При этом можно выделить ряд факторов, которые оказывают отрицательное влияние на качество налоговых нормативных правовых актов - это несовершенство юридической техники при разработке правовых норм; встречающиеся противоречия правовых норм друг другу; отсутствие или неточности в ряде случаев в правовых нормах определений, позволяющих раскрыть суть конкретных явлений, событий и действий (2) (к примеру, отсутствие определения "налоговый контроль", "дополнительные мероприятия налогового контроля", "территориальный налоговый орган").

На современном этапе реформирования налоговой системы приоритетное внимание уделяется решению проблем повышения эффективности налогового администрирования, в том числе налогового контроля как главной его составляющей.

Укрепление системы налогового администрирования требует активного использования наиболее эффективных форм налогового контроля. Законодательством о налогах и сборах могут предусматриваться особенности осуществления налогового контроля, обусловленные спецификой деятельности налогоплательщиков и их юридического статуса.

Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговых органов является совершенствование действующих процедур контрольных проверок. Из практического опыта, накопленного зарубежными странами следует, что необходимыми признаками любой высокоразвитой системы контроля за соблюдением налогового законодательства являются:

* наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок, дающей возможность выбрать наиболее оптимальное направление использования при ограниченных кадровых и материальных ресурсах налоговых органов, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, затрачиваемых на их проведение, за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых правонарушений у которых представляется наибольшей;

* применение эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок, основанных как на разработанной налоговым органом единой стандартной комплексной процедуре организации контрольных проверок, так и на прочной законодательной базе, представляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков.

Российская налоговая политика должна быть направлена на формирование новых общественных отношений между налогоплательщиками, налоговыми органами и государством. С учетом зарубежного опыта должна создаваться не только государственная, но и частная информационно-консультативная структура. Работа с налогоплательщиками станет фактором повышения налоговых поступлений и регулирования отношений между налоговыми органами и налогоплательщиком. Поэтому при выработке новых концепций налоговой политики следует предусмотреть дальнейшее развитие налоговых консультаций и общественных связей.

Следует отметить, что недостаточный уровень правовой грамотности, несоблюдение законодательства, наносят населению ощутимый ущерб, в том числе, материальный. Поэтому широкая пропаганда налогового законодательства обязательно должна стать составной частью общегосударственной программы повышения правовой культуры населения России.

Представляется, что существенным шагом в совершенствовании налогового администрирования может стать эффективно функционирующая система взаимодействия налоговых органов с другими правоохранительными органами (таможенными органами, органами внутренних дел). При этом такое взаимодействие не должно быть формальным, а иметь реальную правоприменительную практику.

Подобные меры не только позволят увеличить собираемость налогов, но и будут способствовать уменьшению правонарушений, устранению противоречия между государством и налогоплательщиком. При этом, совершенствование вопросов организации налогового контроля должно проводиться комплексно, с учетом законодательных и организационных аспектов в направлении гармонизации российской системы налогового администрирования с принципами, принятыми в международной практике.

***

1 Штарев С.С. О мерах по повышению эффективности работы налоговой службы // Финансы. - 1998. - N5. - с. 20-25; Черник Д.Г., Морозов В.П., Лобанов А.В. Технология налогового контроля // Налоговый вестник. - 2000. - N5. - с. 60-67; N 6. - с. 59-64.

2 Гуреев В.И. правовые проблемы совершенствования налоговой системы России: автореф. дисс... д-ра юрид. наук / Виктор Иванович Гуреев. - М.,1999. - с. 16.




  •  Литература
  •  Программы
  •  Поиск
  • Форум