Административная реформа налоговой администрации России

Л.Ф. Кваша, профессор кафедры правоохранительной деятельности Академии экономической безопасности МВД РФ, кандидат юридических наук, доцент

1. Модернизация налоговых органов. В современных условиях налоговые органы России представляют собой единую централизованную систему постоянно действующих государственных учреждений, обеспечивающих экономическую безопасность Российской Федерации, во-первых, путем осуществления контрольных функций в области налогов и сборов, во-вторых, контроля за внесением платежей при пользовании недрами, в-третьих, контроля за валютными операциями; в-четвертых, контроля за применением контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с населением, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции. Налоговые органы также осуществляют государственную регистрацию юридических лиц.

Вполне закономерно, что подобного рода широкий спектр задач, разрешаемых налоговыми органами и реализуемых для достижения соответствующих целей конкретных видов деятельности, влечет за собой необходимость выработки оптимальной организационной модели государственных учреждений вышеуказанного предназначения. В связи с этим была выработана и осуществляется Федеральная целевая программа развития налоговых органов на 2002- 2004 годы. Ее принципиальный момент заключался и в совершенствовании организационных структур налоговых органов России в направлении реорганизации территориальных налоговых органов с целью перехода на типовые, функциональные структуры и сокращения налоговых инспекций за счет их укрупнения. Одновременно подлежала созданию трехуровневая система налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков на федеральном окружном и региональном уровнях.

Результаты воплощения в жизнь упомянутой выше федеральной целевой программы показывает, что к концу 2004 года в Российской Федерации существуют две группы налоговых инспекций:

- межрегиональные, которые в свою очередь делятся на межрегиональные по федеральным округам, и межрегиональные по крупнейшим налогоплательщикам;

- налоговые инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления и межрайонного уровня.

Налоговые инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления и межрайонного уровня являются территориальными налоговыми органами и входят в их единую централизованную систему. При этом они функционируют под непосредственным контролем региональных управлений налоговой службы по субъекту Российской Федерации.

Именно эта категория налоговых инспекций выполняет основную нагрузку в области непосредственного контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, за производством и оборотом алкогольной и табачной продукции, за правильностью применения ККТ и государственной регистрации юридических лиц.

Ключевыми элементами территориальных налоговых инспекций в результате их перевода на типовые структуры стали отделы, обеспечивающие функцию налогового контроля, сгруппированные в три функциональные блока: работы с налогоплательщиками, контрольной работы и общего обеспечения.

В отделах блока работы с налогоплательщиками сосредоточена вся работа по реализации двух форм налогового контроля - учета налогоплательщиков и оперативно-бухгалтерского учета налоговых поступлений. При этом данные формы налогового контроля структурно обеспечиваются различными отделами, название и функции которых зависят от численности работников в инспекции.

Так, в инспекциях с численностью работников от 61 и более человек учет налогоплательщиков обеспечивает отдел регистрации и учета налогоплательщиков, а оперативно-бухгалтерский учет налоговых поступлений в налоговых инспекциях с численностью от 61 до 100 человек

- отдел приема налоговой отчетности и информирования налогоплательщиков, а свыше 100 человек - отдел работы с налогоплательщиками. В налоговых инспекциях с численностью более 100 человек эти функции реализуются отделом работы с налогоплательщиками.

Организационно структурно - налоговый контроль в форме налоговых проверок в налоговых инспекциях с численностью более 100 человек реализуют применительно к камеральным налоговым проверкам - отдел камеральных проверок, а касаемо выездных налоговых проверок - отдел выездных проверок.

В инспекциях с минимальной штатной численностью отделы контрольного блока специализируются не по формам налогового контроля, а по субъектам налогообложения. Отдельно осуществляется налоговый контроль в части налогообложения физических лиц и отдельно - в части налогообложения юридических лиц. Подобное распределение функциональных обязанностей признается оправданным ввиду существенных особенностей каждого вида налогообложения. Значимым фактором является и ограниченность трудовых ресурсов этих налоговых инспекций.

В системе налоговых органов важную роль стали играть региональные управления по субъектам РФ. Данный налоговый орган возглавляет руководитель, который имеет заместителей. В составе регионального управления образуется коллегия, состоящая из руководителей отделов и иных организационных звеньев этого учреждения.

Реализацию налогового контроля в форме учета налогоплательщиков на уровне региональных управлений по субъекту РФ осуществляет отдел учета и информирования налогоплательщиков, входящий в блок работы с налогоплательщиками. В функции данного отдела входит организационно-методическое руководство и оказание практической помощи соответствующим подразделениям нижестоящих налоговых органов по предмету деятельности отдела. В части непосредственного учета налогоплательщиков отдел обеспечивает ведение регионального раздела ЕГРН и предоставление сведений из него.

Отдел учета налоговых поступлений и отчетности, входящий в блок информационно-аналитического обеспечения, призван обеспечивать организацию оперативно-бухгалтерского учета налоговых поступлений в масштабах всего региона в целом и оказание практической помощи соответствующим подразделениям нижестоящих налоговых органов по предмету деятельности отдела.

Наибольшие изменения по сравнению с налоговыми инспекциями претерпевают отделы, входящие в блок методического обеспечения и контрольной работы, призванные обеспечивать реализацию налогового контроля в форме налоговых проверок. Изменяются не только их основные функции, что отражено и в изменении названия самого блока, где на первое место выдвинуто методическое обеспечение, но сам принцип специализации отделов.

В региональных управлениях с численностью работников свыше 250 человек функцию налоговых проверок выполняют отделы:

- контрольной работы;

- налогообложения кредитно-финансовых учреждений, иностранных организаций и валютного контроля;

- работы с крупнейшими и проблемными налогоплательщиками;

- прочих налоговых и неналоговых поступлений;

- ресурсных платежей;

- региональных и местных налогов и сборов;

- косвенных налогов;

- налогообложения прибыли (доходов);

- налогообложения физических лиц;

- единого социального налога;

- контрольно-ревизионный отдел.

Отделы создаются не по формам налогового контроля (камеральные налоговые проверки, выездные налоговые проверки), а либо по специфическим группам налогов (косвенные налоги, налогообложение прибыли организаций, ресурсные платежи, региональные и местные налоги и т. д.), либо по категориям налогоплательщиков с ярко выраженными специфическими особенностями налогообложения (кредитно-финансовые учреждения, крупнейшие налогоплательщики, физические лица и т. п.). В функции данных отделов входит, в первую очередь, обеспечение на территории региона единого методологического подхода по исчислению и уплате соответствующих налогов или соответствующими категориями налогоплательщиков. Отделы организуют контроль правильности применения налогового законодательства по курируемым ими вопросам нижестоящими налоговыми органами, оказывают им практическую помощь по предмету деятельности отдела, разрабатывают методики контроля (как камерального, так и в ходе выездных налоговых проверок) по соответствующим налогам или соответствующих категорий налогоплательщиков. В задачи отдела контрольной работы входит организационно-методологическое обеспечение проведения налоговых проверок в целом (организационные и процессуальные вопросы, оформление результатов проверок, рассмотрение их материалов и принятие решений по ним).

Непосредственно выездные налоговые проверки налогоплательщиков проводят региональные управления по субъектам РФ, как правило, в порядке контроля за деятельностью нижестоящих налоговых органов. Такие проверки осуществляются в плановом порядке по инициативе управления в рамках общего контроля за деятельностью нижестоящих налоговых органов либо по индивидуальным решениям, принимаемым по жалобам налогоплательщиков на решения нижестоящих налоговых органов по результатам проведенных ими проверок. Организация таких контрольных проверок входит в обязанности контрольно-ревизионного отдела, входящего в блок внутриведомственного контроля. К участию в проверках привлекаются специалисты отделов блока методического обеспечения и контрольной работы.

В организационно-методическом плане отделы налогообложения физических лиц призваны обеспечивать эффективное осуществление районными и межрайонными налоговыми инспекциями такой формы налогового администрирования, как контроль за соответствием расходов физических лиц их доходам.

В рамках модернизации налоговых органов была сформирована группа межрегиональных инспекций, осуществляющих контроль за крупнейшими налогоплательщиками, подлежащих налоговому администрированию на федеральном уровне. Однако под юрисдикцию данной группы межрегиональных инспекций могут перейти те или иные крупнейшие налогоплательщики федерального округа. На начальном этапе модернизации были созданы три межрегиональных налоговых инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, разделенным по сферам их основной деятельности в сфере разведки, добычи, переработки, транспортировки и реализации нефти и нефтепродуктов (N 1);в сфере разведки, добычи, переработки, транспортировки и реализации газа (N 2);в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции (N 3).

Инновативной организационной мерой в рамках модернизации налоговых органов стало создание межрегиональных налоговых инспекций по федеральным округам. Это территориальные налоговые органы, созданные для обеспечения деятельности уполномоченных представителей Президента РФ в федеральных округах.

Основными направлениями деятельности межрегиональной инспекции по федеральному округу являются:

- организация и проведение в соответствующем федеральном округе проверок территориальных налоговых инспекций и участие в проверках территориальных органов, проводимых центральным аппаратом налоговой службы в рамках осуществления контрольно-ревизионных функций;

- проведение выездных (повторных выездных) налоговых проверок, назначаемых компетентными должностными лицами центрального аппарата налоговой службы;

- участие по поручению центрального аппарата налоговой службы в выездных (повторных выездных) налоговых проверках, назначаемых налоговыми органами, входящими в данный федеральный округ, либо центральным аппаратом налоговой службы;

- обеспечение и организация взаимодействия центрального аппарата налоговой службы с полномочным представителем Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе по вопросам, отнесенным к его компетенции, и органами исполнительной и представительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав соответствующего федерального округа;

- проведение анализа схем уклонения от налогообложения и подготовка предложения по выявлению, пресечению и предупреждению данных схем.

Следует отметить, что межрегиональные налоговые инспекции по федеральным округам сами по себе не наделены полномочиями вышестоящего налогового органа по отношению к территориальным налоговым органам соответствующего федерального округа и осуществляют контрольно-ревизионные функции в отношении этих территориальных органов исключительно по поручениям центрального аппарата налоговой службы. Данная категория налоговых инспекций не обладает полномочиями по инициированию и проведению непосредственных налоговых проверок налогоплательщиков на территории данного федерального округа.

Выездные налоговые проверки, проводимые межрегиональными инспекциями по федеральному округу, носят исключительно повторный характер, т.е. проводятся в рамках контроля за деятельностью налоговых органов, входящих в состав данного федерального округа, по поручениям центрального аппарата налоговой службы. Хотя в будущем возможна и такая ситуация, когда под юрисдикцию данных инспекций перейдут все крупнейшие налогоплательщики, подлежащие налоговому администрированию на уровне федерального округа. В рамках административной реформы было видоизменено место налоговых органов в структурной организации российского государства. До 2004 года систему налоговых органов возглавляло Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России), имевшее статус федерального органа исполнительной власти, осуществлявшего контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей налогоплательщиками, участвовавшего в выработке налоговой политики. Данное министерство также непосредственно осуществляло налоговую политику с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов, сборов и других обязательных платежей. Это ведомство обеспечивало межотраслевую координацию, государственный контроль и регулирование в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также осуществляло в установленном порядке валютный контроль. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам являлось уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. Данное министерство изменило свой статус на основании постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.04 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе". Этим документом было установлено, что Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы в соответствующей сфере деятельности являются правопреемниками Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, а также Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связанным с представлением интересов Российской Федерации в процедурах банкротства. Предельная численность работников центрального аппарата Федеральной налоговой службы была установлена в количестве 1051 единицы (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и фонд оплаты труда указанных работников в размере 47547 тыс. рублей (в расчете на квартал). В свою очередь предельная численность работников территориальных органов службы была установлена в количестве 166000 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и фонд оплаты труда указанных работников в размере 3929331, 2 тыс. рублей (в расчете на квартал).

В соответствии с упомянутым выше Положением Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Однако по своему статусу Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Служба и ее территориальные органы - управления службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции службы, инспекции службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы), как и ранее, составляют единую централизованную систему налоговых органов.

2. Модернизация силового блока налоговой администрации

В истекшем десятилетии проходил процесс становления, развития и преобразования государственной структуры, призванной силой обеспечивать правопорядок в налоговой сфере. Речь идет о применении возможностей таких видов правоохранительной деятельности, как административная, оперативно-розыскная и уголовно-процессуальная для выявления, раскрытия и расследования, предупреждения и пресечения нарушений законодательства о налогах и сборах.

На начальном этапе в 1992 году было сформировано Главное управление налоговых расследований в составе ГНС РФ и отчасти подразделения налоговых расследований в структуре территориальных налоговых органов. Однако уже в 1993 году начал создаваться автономный правоохранительный орган - федеральная налоговая полиция. В ее систему входил центральный аппарат (ФСНП РФ), территориальные управления по субъектам РФ (УФСНП), межрайонные отделы налоговой полиции. Некоторое время функционировали УФСНП и по федеральным округам.

Структурно внутреннее устройство каждого федерального органа налоговой полиции было обусловлено тем, что осуществление ОРД, контрольно-проверочной работы налогоплательщиков, досудебного производства по уголовным делам требовало создания соответствующих организационных звеньев: оперативных подразделений, отделов проверок налогоплательщиков (оперативного документирования налоговых правонарушений), следственных аппаратов. Также в структуре органа налоговой полиции действовали подразделения правового обеспечения физической защиты, а также вспомогательные службы, характерные для любого правоохранительного органа. Позитивным моментом такого правоохранительного органа, как налоговая полиция, являлась целенаправленная специализация в конкретной области, связанной с противодействием налоговой преступности. Негативным моментом являлся неизбежный параллелизм в работе с налоговыми органами и с подразделениями по борьбе с экономическим преступлениям и со службой по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел. Учитывая эти аспекты, должностные лица налоговой полиции высказывали предложения о целесообразности преобразования органов налоговой полиции в финансовую полицию, которая обладала бы полномочиями выявлять и расследовать не только налоговые правонарушения и преступления, но и иные преступления, совершаемые в сфере экономической деятельности с целью, обеспечения экономической безопасности. При этом в сфере МВД России предлагалось оставить только такие задачи, как выявление и расследование преступлений против личности и собственности(1).

Однако в 2003 году было принято иное кардинальное решение, связанное с упразднением федеральных органов налоговой полиции и с формированием подразделений по налоговым преступлениям органов внутренних дел. Организационно эти меры выглядели следующим образом. Во-первых, в составе МВД РФ была создана Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП), которая объединила в своем составе Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями и вновь сформированное Главное управление по борьбе с налоговыми преступлениями. Каждое из этих главных управлений возглавило соответствующую систему подразделений. В первом случае - оперативных аппаратов БЭП. Во втором - подразделений по налоговым преступлениям, которые были созданы на низовом уровне как автономные структуры вне ГРОВД. В свою очередь на региональном уровне были сформированы управления по налоговым преступлениям, подчиненные УВД, МВД субъектов РФ. На межрегиональном уровне в составе ГУВД по федеральным округам были учреждены соответствующие оперативно-розыскные бюро. Это означает создание в составе органов внутренних дел новой максимально централизованной структуры - налоговой милиции. Ее специфика состоит в автономном организационном построении и адекватной функциональному устройству сфере деятельности в виде борьбы с налоговыми преступлениями и налоговыми правонарушениями.

Организационная взаимосвязь между системой подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и системой подразделений по борьбе с налоговыми преступлениями обеспечивается тем, что в штатное расписание МВД РФ введена должность руководителя ФСЭНП МВД РФ, а начальники ГУБЭП и ГУЭНП одновременно являются по должности заместителями начальника ФСЭНП МВД РФ.

В правовом плане взаимосвязь между подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями и подразделениями по борьбе с налоговыми преступлениями обеспечивается тем, что министром внутренних дел РФ был издан приказ N 385 от 5 июня 2003 года, которым было утверждено Положение о ФСЭНП МВД РФ. Согласно этому документу названная служба признается самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД РФ, которое реализует в пределах своей компетенции задачи и функции, возложенные на криминальную милицию.

Учитывая, что процесс создания Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям при МВД России (ФСЭНП при МВД РФ) имеет характер новаций, были вполне возможны различные варианты организационно-структурного обеспечения налоговых, финансовых и экономических расследований в системе органов внутренних дел. Это объяснялось существованием определенных предпосылок для внедрения в практику конкретных организационных моделей, которые сложились и в системе МВД РФ, и в системе федеральных органов налоговой полиции. Во-первых, для ее формирования мог быть использован принцип преемственности, означающий, что в составе ФСЭНП МВД РФ можно было создать организационные звенья, которые функционировали в рамках ФСНП РФ и его органов на местах. Это означает, что в структуре ФСЭНП МВД РФ прежде всего на базе оперативных аппаратов БЭП и оперативных аппаратов ФСНП возможно было формирование оперативной службы, а также создание следственных, экспертно-криминалистических, налогово- проверочных аппаратов и других вспомогательных структур, в частности, правовой службы, подразделений силовой защиты сотрудников ФСЭНП.

Во-вторых, ФСЭНП могла стать только укрупненной специализированной оперативной службой, структурно обеспечивающей реализацию только функций оперативно-розыскной деятельности и дознания. При этом следователи и эксперты-криминалисты, специализирующиеся в области расследования налоговых преступлений, должны были работать при такой реформе в составе следственных и экспертно- криминалистических аппаратов.

В-третьих, вполне возможной была концепция автономного формирования по отношению к подразделениям БЭП организационных звеньев ОВД, призванных противодействовать налоговым преступлениям, где были бы представлены оперативные работники и контролеры-ревизоры. Как показывает практика, на начальном этапе формирования налоговой милиции возобладал именно этот вариант.

Следует особо отметить, что на начальном этапе рассматриваемой реформы ФСЭНП МВД РФ отводится ключевая роль в выработке стратегии противодействия экономической преступности в России. Поэтому вполне закономерно, что данная служба должна будет участвовать в выработке и реализации государственной политики по борьбе с экономической и налоговой преступностью. Это означает разработку федеральных целевых программ по усилению борьбы с преступностью, в том числе и такого ее вида, как экономическая, участие в формировании концепции обеспечения различных аспектов национальной безопасности, которые касаются осуществления мер, направленных на криминализацию экономики.

Поскольку ФСЭНП РФ МВД РФ является в современных условиях организационным звеном МВД РФ, то в деятельности этой будут присутствовать организационные и прикладные аспекты. В организационном плане актуальной проблемой является кадровое обеспечение подразделений по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями сотрудниками, пригодными осуществлять налоговые и финансовые расследования. В этом случае появляется возможность обеспечить расстановку исполнителей с учетом их должностного положения и функциональных обязанностей. Важное значение имеет и организация базовой подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников оперативных подразделений, рассматривая оперативные службы. Поскольку ФСЭНП МВД РФ является центральным звеном всей системы подразделений по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями, то важным направлением в ее работе является информационно-аналитическая деятельность. Речь идет об учете информации, касающейся налоговых и иных преступлений в сфере экономики, анализе и обработке этих сведений, разработке прогнозов социально-экономической и криминогенной обстановки на объектах и в отраслях в экономике, а затем о подготовке предложений, касающихся организационно-структурного совершенствования данной службы и ее подразделений на местах, правового обеспечения деятельности названных оперативных аппаратов, формировании методической основы, направленной на совершенствование дознания и ОРД по выявлению и раскрытию, предупреждению и пресечению соответствующих категорий преступлений. В такой форме возможно организационно-методическое руководство деятельностью подразделений по борьбе с экономической и налоговой преступностью, функционирующие на уровне МВД УВД субъектов РФ, ГРОВД.

По результатам информационно-аналитической работы служба ФСЭНП МВД РФ оптимизирует оперативно-справочные учеты, информационные системы и банки данных, которые были созданы и эксплуатировались службой БЭП МВД РФ и ФСНП РФ в интересах осуществления функций, реализуемых этими структурами. Таким образом, результатом информационной работы может стать и надлежащее справочно-информационное обслуживание подразделений по борьбе с экономической и налоговой преступностью. Здесь требуется адаптация потребностям информационного обеспечения деятельности ФСЭНП МВД РФ передовых информационных технологий в интересах создания автоматизированных систем обработки информации, ее накопления и использования в интересах разрешения задач, возложенных на данную службу.

Известно, что преступления в сфере экономики совершаются и на межнациональном уровне, поэтому данная служба МВД РФ должна эффективно взаимодействовать с зарубежными правоохранными структурами, иными организациями, разрешающими сходные задачи в странах СНГ и в иных государствах. ФСЭНП МВД РФ неизбежно должно участвовать и в подготовке межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений, отдельные аспекты которых затрагивают вопросы противодействия экономической преступности.

В Российской Федерации осуществляются правовые меры, направленные на совершенствование законодательство и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих борьбу с преступностью. С учетом этого ФСЭНП МВД РФ должна обеспечивать своевременное внесение предложений по оптимизации соответствующего федерального законодательства, законодательства субъектов РФ, а также ведомственной нормативной базы, составляющей правовую основу для противодействия экономической преступности. Система подразделений по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями МВД РФ должна обеспечивать экономическую безопасность страны совместно с такими федеральными ведомствами, как ГТК РФ, ФНС РФ, ФСБ РФ. Поэтому значимой в деятельности ФСЭНП будет организация межведомственного взаимодействия. Также ФСЭНП МВД РФ, будучи одним из ведущих организационных звеньев МВД РФ в области борьбы с экономической и налоговой преступностью, также должна координировать деятельность органов внутренних дел (УВД - МВД субъектов РФ; ГРОВД; органов внутренних дел на транспорте), а также служб и подразделений органов внутренних дел в сфере выявления, раскрытия, пресечения, а также предупреждения преступлений в сфере экономики. Здесь важное значение имеет налаживание сотрудничества с иными оперативными службами СКМ, а также со службами и подразделениями милиции общественной безопасности, призванными раскрывать и расследовать преступления в сфере экономики, по которым производство предварительного следствия не обязательно.

Важное значение может иметь участие ФСЭНП РФ в создании нормативно-правовой основы деятельности подразделений, входящих в систему службы по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями. Важными шагами в этом направлении стала корректировка пункта 25 ст. 11 Закона РФ "О милиции", а также дополнение этой нормы пунктами 33 (возможность должностных лиц подразделений по налоговым преступлениям участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов), 34 (право должностных лиц подразделений по налоговым преступлениям в соответствии с законодательством РФ получать сведения, составляющие налоговую тайну), 35 (возможность должностных лиц подразделений по налоговым преступлениям при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства РФ о налогах и сборах, проводить проверки организаций и физических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации). В развитие этих положений Закона РФ "О милиции" на ведомственном уровне были подготовлены Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении налоговых проверок; Инструкция о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанные с нарушением законодательства РФ о налогах и сборах; Инструкция о порядке направления материалов налоговыми органами в ОВД при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, Инструкция о порядке направления ОВД материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершение действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов для принятия по ним решений.

Как субъект ОРД ФСЭНП МВД РФ призвана организовывать и осуществлять в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" и милицейским законодательством эту функцию уголовной юстиции по выявлению, раскрытию, предупреждению и пресечению преступлений, относящихся к компетенции подразделений по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями. Это предполагает организацию и проведение ведомственного контроля за осуществлением данной деятельности, осуществляемой подразделениями по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями в интересах выполнения возложенных на них задач. Кроме того, должностные лица оперативных подразделений службы по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями должны непосредственно осуществлять в полном объеме оперативно-розыскную деятельность с целью выявления, раскрытия, пресечения, а также предупреждения преступлений, которые отнесены к их компетенции.

***

1. Солтаганов В.Ф. Налоговая полиция: вчера, сегодня, завтра. -М.: АНО "Издательский Дом НП" - Издательский дом "Дашков и К", 2000. С. 24-25.




  •  Литература
  •  Программы
  •  Поиск
  • Форум